• Новости

    Марийские села Менделеевского района

    Менделеевск: марийцы

    Среди восьми национально-культурных автономий района марийская является первой официально зарегистрированной. Её возглавляет заслуженный работник культуры Татарстана Геннадий Мальгин. У истоков «Марий Ушем» Национально-культурная автономия марийцев района была образована 1 декабря 1990 года на первом съезде «Марий Ушем» - «Союз марийцев». В эту общественную организацию вошли мари, проживающие в десяти районах...

    Среди восьми национально-культурных автономий района марийская является первой официально зарегистрированной. Её возглавляет заслуженный работник культуры Татарстана Геннадий Мальгин.

     

    У истоков «Марий Ушем»

    Национально-культурная автономия марийцев района была образована 1 декабря 1990 года на первом съезде «Марий Ушем» - «Союз марийцев». В эту общественную организацию вошли мари, проживающие в десяти районах Татарстана и шести районах Удмуртии. На этом же съезде единогласно избран председатель организации Аркадий Исакович Искаков, человек открытой души, болеющий за судьбу марийского народа. Партийный и общественный деятель, краевед, организатор национально-культурного движения и музейного дела жил и работал в Грахове, преподавал в школе историю. На съезде в Йошкар-Оле с ним познакомился единственный делегат из Татарстана Геннадий Мальгин. Аркадий Исакович помог разработать устав районной организации, которую тогда возглавил начальник отдела администрации Евгений Леонтьев. Его заместителем стал Геннадий Мальгин, активными помощниками - супруги Евгения Леонтьева, Роза Мальгина, сестра Елена Иванова, многие руководители, в числе которых Михаил Иванов, Сатина Паширова и другие.

    Дело дедушки А.Искакова, которому 7 ноября этого года исполнилось бы 85 лет, достойно продолжает внучка Джулия Искакова-Искандарова, возглавившая районную газету «Менделеевские новости». Среди многих творческих замыслов Джулии Анатольевны - возрождение марийской страницы «Микай кундем», широкое освещение деятельности национально-культурных автономий района.

    Хранительница истории

    Одним из старейших учебных заведений района является Ильнетская церковно-приходская школа, открытая в 1877 году. В дальнейшем - четырёхлетняя, семилетняя, средняя. В 1996 году введено в строй новое здание. С первого класса в национальной школе обучаются марийскому языку и литературе, культуре. На протяжении 35 лет директором был Василий Вершинин, отметивший в этом году 60-летний юбилей.

    В 1955 году на родине родоначальника марийской поэзии в селе Ильнеть открыт памятник Михаилу Герасимову. Внучка Микая Елена Семякова, учительница начальных классов организовала в школе краеведческий музей.

    - В Год литературы и 130-й годовщины со дня рождения Микая мы с сельчанами внесли свою лепту, - рассказывает глава Монашевского сельского поселения Ростислав Иосифов. - Перенесли памятник великому земляку к зданию школы, фасад которой украсила новая вывеска, также обновили обелиск. В Великую Отечественную войну на пути к победе сложили головы 75 доблестных воинов-ильнетцев.

     

    Листая страницы истории Ильнети

    Деревня Ильнеть благодаря славному прошлому и местоположению является центром Вятско-Камского региона. В километре от деревни врыт камень с надписью: "Рядом течёт Илеть - чистая, прозрачная, стремительная. Её правый берег порос вековыми корабельными соснами. Тут мари жили испокон веку - охотники, рыболовы, землепашцы". Черемисы - предки мари переселились сюда, уходя от насильственного крещения во времена Ивана Грозного. Тогда три самых сильных брата и увели свои роды на восток. Здесь они нашли землю с чистым небом, речкой, простором и лесами для охотников. Так вот и возникли три населённых пункта: Большая Ерыкса, Мари Возжай и Ильнеть.

    В конце XIX века по царскому административному делению село Ильнеть относилось к Кураковской волости Вятской губернии. Дата его основания точно неизвестна, но музейные архивы называют вероятное время возникновения - середину XVI века. В прошлом Ильнеть считалась самым населённым. По данным переписи 1930 года в селе проживало 607 человек, 1996 года - 391. В 2000 году широким пленумом Вятско-Камской марийской общественной организации "Марий Ушем" началась программа мероприятий, посвящённых празднованию 400-летия заселения марийцами междуречья Вятки и Камы.

     

    Родом из Актазиков

    Деревня Актазики основана в XVII веке марийцами, пришедшими со стороны Казани. Неподалёку протекает речка с забавным названием Возжайка. В XVIII веке близ Актазиков действовал медный рудник. В 1930 году на общем собрании жители организовали колхоз "Памаш"-"Родник". Первым председателем был Меннявый Ибатов. В 1950 году решением Бондюжского исполкома объединились хозяйства деревень Монашево, Куяново, Актазики, Татарский Кокшан, посёлок Кокшан, Кураково и образовали колхоз "Победа" при Монашевском сельсовете. Более 20 лет Совет возглавляла Сатина Яппаровна Паширова. На многих мероприятиях, в организации которых принимала самое деятельное участие, её можно было видеть в национальном костюме, то проверяющую, варится ли праздничный кулеш, припасено ли достаточно душистых караваев, которые вместе с хозяюшками пекли всю ночь. Актазинские умельцы берутся за всё - пашут, сеют, косят, намолачивают, сортируют, выращивают свиней, каждый ведёт личное подсобное хозяйство, обеспечивая семью экологически чистой продукцией.

    - Мои предки уроженцы Мари Текашево, а моя жизнь связана с Актазиками. Сельчане часто вспоминали, как с каждым годом до войны число жителей росло. А в 1949 году резко упало. На фронт ушел 71 актазинец, на полях сражений остались 59, - делится С. Паширова.

     

    Верность Мари Текашеву

    В конце XVIII века основана деревня Текашево, жители которой относились к тептярскому сословию. Жители вплоть до сегодняшнего дня остаются язычниками. По легенде, основателями деревни были охотники Тахтамеш с Туганаем. У жителей был обычай - жертвоприношение. В жертву приносили белого барана. По-марийски баран - тага, по-татарски - тэкэ. Отсюда и название деревни - Текаш авылы (по-русски Бараново).

    По рассказам старожилов, татары в деревню стали приезжать с 1850 года из-под Казани. В деревне было две улицы: татарская и марийская. Многие породнились из-за смешанных браков, жили дружно, вместе вели хозяйство. В 1934 году организовали колхоз «Красный Октябрь», он был передовым, строили фермы для птиц, кроликов. В 1998 году праздновали 225-летие со дня основания деревни Текашево и 70 лет со дня основания Мари Текашево.

    Эти летописные строки оставил староста села, ветеран тыла и труда, депутат сельсовета восьми созывов, член совета Вятско-Камской организации «Марий Ушем» Михаил Захарович Захаров, неутомимый, отзывчивый и очень добрый человек, каким помнят его текашевцы. Все годы жизни он хранил верность малой родине, похоронен на сельском погосте.

     

    Кто в Карманкове живёт?

    В шести километрах от Менделеевска на реке Юрашка расположена деревня Карманково. Она известна с 1719 года. В XVIII-XIX веках жители относились к категории государственных крестьян, занимались земледелием, разведением скота, извозом. В 2002 году здесь проживали 63 жителя - марийцы. Сейчас в Карманкове многолюдно летом, его облюбовали дачники, многие выходцы из здешних мест приезжают из соседних городов. Уроженец Карманкова Пётр Семёнович Сперанский, работая учителем физики и геометрии, приобщал юных ильнетцев к прекрасному через объектив фотоаппарата.

    - Увлечение фотографией не прошло с годами, - с благодарностью вспоминает уроки наставника Геннадий Мальгин. - Фотоаппарат всегда со мной, помощник в творчестве и жизни.

    Мозаика марийской культуры

    У каждого коллектива своя изюминка - в названии, песенных мелодиях, традиционных нарядах. Народный фольклорно-этнографический ансамбль "Элнет" организован в 1979 году Геннадием Мальгиным. В прошлом году коллектив, у самого начала которого стояли Нина Леонтьева, семья Герасимовых, широко отпраздновал 35-летие. Ансамбль - дипломант и лауреат многих фестивалей, конкурсов, частый гость республиканских праздников Семык в Кукморе, Кизнере. В сентябре артисты приняли участие в I Республиканском фестивале «Мозаика культур», где их приветствовал Президент Татарстана Рустам Минниханов. Элнетцы показали обрядовый марийский танец, который исполняли в старину во время яблочного спаса. Нельзя представить «Элнет» без ветеранов сцены Нины Мальгиной, Елены Ивановой, Ильи Петрова, незаменимого баяниста Розы Мальгиной, директора СДК Степана Семякова и других.

    Любимец публики - марийский вокальный ансамбль "Эрвел" создан на базе ДК им. Гассара в 2000 году. Солистам коллектива под руководством Инны Килеевой особенно по душе старинные марийские песни, задорные частушки, произведения современных авторов. Инна Семёновна неутомимый, влюблённый в своё дело творческий работник создала ансамбль-спутник "Эрвел", который с удовольствием посещают дети, проживающие в городе.

    В этом году 25-летие отметил народный марийский ансамбль "Памаш", руководитель Маргарита Григорьева. Как заведующая Актазинским сельским клубом, она привлекает в проводимые мероприятия жителей всех возрастов.

    Детский фольклорный ансамбль «Шушпык» - «Соловей» основан как коллектив-спутник «Элнета» в 2002 году. Коллектив - неоднократный дипломант детского фестиваля финно-угорских народов в Марий Эл. В его копилке специальный диплом международной организации ЮНЕСКО.

    Фольклорный ансамбль ветеранов «Кугезе сем» - «Мелодии предков», образованный в 2012 году, стал лауреатом республиканского фестиваля «Балкыш» дважды.

     

    Семык пайрем шуын

    На марийские праздники съезжаются гости из многих уголков Татарстана, Удмуртии и Марий Эл. Семык в 2002 году обрёл настоящий национальный колорит, камертоном праздничного действа является дружба народов и взаимопонимание. За последние годы культработникам района вместе с коллегами НМЦ народного творчества Минкультуры РТ удалось воссоздать праздники «Пеледыш пайрем», «Шорыкйол» и праздники малых деревень. На гуляниях гостей потчуют национальными блюдами. А в казанах обязательно готовится главное блюдо - кулеш.

    Кто лучше всех расскажет о блюдах национальной кухни? Конечно же мастерица кулинарии Евгения Леонтьева, посвятившая любимому кондитерскому и поварскому делу более сорока лет.

    - Многие наши блюда схожи с татарскими, - рассказывает Евгения Еремеевна. - Например, в бэлеш мы добавляем кроме привычных ингредиентов пшеничную крупу. Наша шишара - это баурсак с мёдом, популярны грибные и рыбные блюда, пироги с калиной. Даже суп с калиной в горшках любят готовить марийцы, вареники с творогом. Встречают гостей на праздниках национальной выпечкой команмелна.

    В развитие культуры народов Татарстана марийцы вносят заметную лепту, занимая в многонациональной семье нашей республики достойное место. Марийцы района гордятся знаменитыми земляками, героями войны и труда, артистами, общественными деятелями. Жаль, всех перечислить не хватит газетной полосы. Мы благодарны всем, кто откликнулся и предоставил материалы. Это краеведческий музей, Дом дружбы народов, председатель НКА марийцев Геннадий Мальгин.

    подробнее

    наши соседи









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться