• Новости

    Альта Махмутованын мирасы. Исмаил и Зухра Гаспринские (из архива сайта)

     

    Альта Мәхмүтованың мирасы

    Авылыбызның йөзек кашы һәм Почетлы гражданины, тарих фәннәре кандидаты, Бәзәкә авылының 500 еллык тарихын яктыртан, бөтен Татарстанга үрнәк булырлык “Бәзәкәм-туган бишегем” һәм “Бизяки, колыбель моя” китаплар авторы Альта апа Мәхмүтованың дөньяга чыга алырга җитешмәгән бик күп хезмәтләре калган. Аларны хәзер сеңлесе Әнисә апа Мәхмүтова барлап, безнең сайт укучылырына тәгъдим итә. Бүген сезне Альта апаның күпсанлы мирасының берсе белән таныштырабыз.

    _______________________________________

     

    Исмаил и Зухра Гаспринские

    В тюрко-татарском мире хорошо известно имя Исмаила Гаспринского (1851-1914), просветителя и редактора-издателя газеты “Терджиман». Но мало кому ведомо, что с самого начала рядом с ним, рука об руку, главное его детище создавала его жена и помощница Зухра-ханум.

    Представительница известного рода татарских промышленников Зухра Асфандияровна Акчурина родилась в 1862 году в деревне Старое Тимошкино (татарское название Зиябаши) Симбирской губернии. Она получила хорошее по тем временам домашнее не только татарско-мусульманское, но и русское образование и воспитание. Столкновения с действительностью, существование не только в узком кругу домашних, как это было принято в то время для женской половины татар, но и знакомство с русским миром, общение с  представителями знатных фамилий Симбирской губернии (как татарских, так и русских) – своего рода  элитарным кругом симбирского общества - все это способствовало развитию ее неординарного ума. Активное участие в становлении взглядов девушки принимал и брат ее отца Ибрагим Курамшевич Акчурин (1859 - начало 30-х гг. ХХ в.), бывший всего на три года старше Зухры. Не нужно забывать, что взросление молодых людей пришлось на эпоху, когда просветительские идеи долга интеллигенции перед народом завоевывали умы значительной части молодежи.  

    В 1880 году Ибрагим и Зухра Акчурины, приехавшие в Крым на лечение, познакомились в Ялте с молодым городским головой Бахчисарая Исмаилом Гаспринским (1851-1914). Как отмечал известный татарский писатель Г.Исхаки в большой статье, посвященной чете Гаспринских и увидевшей свет сто лет тому назад в нескольких номерах газеты «Иль», И.Гаспринский, вспоминая об их первой встрече, говорил позднее друзьям: “Ощущение было такое, как будто всего меня ошпарили кипятком”. Ибрагима и Зухру же изумили взгляды нового знакомого на будущее мусульман России: они нашли в нем не только единомышленника, но и Учителя, который считал, что для прогресса российских мусульман им необходимо принять на вооружение русскую и европейскую культуру. Это было схоже с их собственными представлениями, только выражено более четко и ясно. Единомышленники встречались в Крыму несколько раз, обсуждали многие вопросы, касающиеся судеб российских мусульман.

    Видимо, и И.Гаспринский оставил у Зухры-туташ неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, после долгих раздумий Зухра-туташ решилась написать письмо Исмагил-бею (воспитанная и образованная девушка первой пишет письмо мужчине - для того времени это было из ряда вон выходящее событие!) и получила ответ. Завязалась переписка. Исмаил-бей, задумавший начать свою просветительскую деятельность с создания собственной типографии, делился планами с молодой девушкой. Обсуждалась ими и проблема выпуска газеты на тюрко-татарском языке, которой горел в то время И.Гаспринский. В своих письмах он подробно рассказывал Зухре-туташ о предпринимаемых им действиях, о трудностях, встречавшихся на каждом шагу, о волоките в чиновничьих кабинетах… Девушка же всемерно поддерживала в нем веру в правоту начатого им дела, укрепляла его решимость в достижении поставленной цели. Так через письма произошло сближение двух сердец, двух душ. И в 1881 году они решили объединить свои судьбы.

    Во время встречи в 1881 году на Макарьевской ярмарке И.Гаспринский сообщил Ибрагиму Акчурину о своем желании жениться на его племяннице и попытался уговорить его стать посредником между ним и отцом Зухры-туташ. Но не сумел склонить его на свою сторону и  решился сам просить руки девушки у ее отца. Остановившись в соседней русской деревне, И.Гаспринский письмом сообщил Зухре о своем приезде. Произошло тайное свидание в саду Акчуриных, объяснения в любви, клятвы… Наутро состоялась встреча Исмаил-бея с отцом невесты. Однако Асфандияр-эфенди воспринял его предложение как унижение для своей фамилии: не фабрикант, не миллионер, а какой-то пришлый незнакомец в высокой шапке, называющий себя писателем, не достоин его любимой красавицы-дочери! Мало того – невиданное дело – он утверждает, что девушка согласна! И отец с негодованием прогнал незваного жениха.

    Но молодые были упорны в своем стремлении быть вместе. Вечером в саду у дома, при лунном свете, в присутствии двух свидетелей, приведенных И.Гаспринским, и служанки Зухры-туташ, было заключено тайное соглашение о браке (“алдым-бирдем”), которое Исмаил-бей и предъявил отцу невесты на другой день. Гнев Асфандияра Курамшевича был неописуем: он даже остановил работу на фабрике и приказал рабочим расправиться с новоявленным зятем. И.Гаспринского спас лишь мундир городского головы, расшитый золотом: рабочие, окружившие его в саду, не осмелились поднять руку на такое важное лицо.

    Не добившись признания брачного договора, И.Гаспринский отправился в Уфу к муфтию: соглашение, заключенное при свидетелях и подписанное ими, по мусульманским законам должно было считаться действительным. Муфтий С.Тевкелев, ознакомившись с бумагами, дал Исмаил-бею соответствующий документ, признававший брак действительным. Он также написал письмо старшему представителю рода Тимербулату Курамшевичу, порекомендовав завершить дело с миром. Однако и тут отец Зухры долго сопротивлялся, находя все новые и новые преграды для оттяжки заключения брака. Например, он требовал чрезвычайно высокую сумму мегра (калыма) — две тысячи рублей - наличными, которых у И.Гаспринского не было. Только после вмешательства старшего Акчурина Асфандияр Курамшевич согласился на вексель обеспечения (кстати, Зухра ханум многократно давала отсрочку мужу, о чем говорит документ, полученный Национальным Архивом РТ из Турции: этот вексель не был погашен еще и в 1892 году). В конце-концов был дан скромный обед, молодые соединились. Известный татарский ученый-просветитель Риза Фахретдинов в работе “Знаменитые женщины”, назвав Зухру-ханум жемчужиной среди татарских женщин, так оценил это событие: “Стать спутницей жизни человека, у которого в действительности не было богатства, имущества, кроме его пера, - свидетельство преданности просветительским идеям. По рассказам, это ее желание было так сильно, что она, несмотря на сопротивление отца и других родственников, оставила свою родину – Симбирскую губернию и  уехала в Крым, в Бахчисарай”.

     В 1883 году И.Гаспринский, наконец-то, добился разрешения правительства на издание газеты на русском и татарском языках. Зухра-ханум полностью поддерживала начинания своего мужа не только морально, но и материально, отдав на издание газеты и  приданое, и украшения. Все еще у них было впереди: общность идеалов и надежды на будущее, трудности различного характера, связанные с выпуском газеты, создание круга читателей и последователей, признание, слава… И всюду рядом с мужем была Зухра-ханум. “В течение пяти-шести лет она одна занималась всеми письменными делами газеты, в частности, проблемами подписки на “Терджиман”, получением и рассылкой разных бумаг, вела приходную книгу, - охарактеризовал ее деятельность в “Терджимане” Риза Фахретдинов. – Если бы нужно было поручить все эти дела оплачиваемому сотруднику, обеднел бы сундук газеты и ее издание не могло бы быть продолжено. Ясно, что благодаря ее участию, ее стараниям “Терджиман”, не угасая, продолжал распространяться среди малоинформированного о мировых событиях, очень слабо знакомого с издательским миром народа, такого, как мусульмане России”. И на самом деле, газета начала издаваться в период, когда в тюрко-мусульманском мире нужно было внедрять в сознание и закреплять в умах единоверцев даже саму идею необходимости создания органа печати. Требовалась кропотливая просветительская работа.

    Очень интересное описание начала деятельности супругов по изданию газеты дал Гаяз Исхаки. “Когда начали выпускать “Терджиман”, Исмаил-бей вместе с Зухрой-ханум по очереди крутили вручную допотопную печатную машину. Напечатав, сами складывали (фальцевали) газету, сами надписывали адреса, наклеивали марки, относили на почту. Отправив номер адресатам, два друга-единомышленника начинали готовить материалы для будущего номера. Исмаил-бей писал, Зухра-ханум правила текст, стараясь сделать его более понятным, добавляла слова, исправляла, переводила на татарский язык…”. Здесь, видимо, нужно добавить, что Исмаил-бей писал, как правило, по-русски, а Зухра-ханум, лучше мужа владевшая поволжским тюрки, переводила текст. Естественно, создававшаяся в таких условиях газета была небольшого формата; русский текст располагался на одной, а тюрко-татарский – на другой странице газетного листа.

    Просветительские идеи, пропагандируемые в газете, в сравнительно короткий срок начали завоевывать умы. Росло и число подписчиков: если первый номер газеты вышел при 320 подписчиках, то  в декабре 1883 года их стало 406, а к концу 1884 года число подписчиков выросло до 1000, - отмечала газета в первом номере за 1885 год. Интересны и другие данные, приведенные в этом отчете. Среди подписчиков было 500 ученых, 300 торговцев, 150 чиновников и мурз. 300 подписчиков были крымчанами, столько же — поволжско-уральскими татарами, 150 — дагестанцев, 50 — сибиряки, 200 — мусульмане Средней Азии и Туркестана. Эти цифры являются самым лучшим доказательством роста популярности газеты и вместе с тем авторитета ее редакции и влияния просветительских идей, распространяемых через газету.

    Наладив издание газеты, Гаспринские решили взяться и за издание специального журнала для женщин. 30 ноября 1887 года дворянка Б.-З. Гаспринская (Зухра туташ) направила в Главное управление по делам печати в Петербург прошение о разрешении ей издания «небольшого журнала на татарском языке  под названием «Воспитание». Программа журнала предполагала публикацию материалов по хозяйству, домоводству, рукоделиям, домашней гигиене и уходу за детьми, а также статьи по начальной педагогии и образцовые уроки по русскому языку и грамоте для детей. Разрешения Гаспринские не получили, причем отказ был мотивирован наличием газеты «Терджиман».

     Однако Гаспринские не отказались от мысли о создании специального органа для женщин. Теперь уже сам И.Гаспринский 21 февраля 1891 года направил прошение в министерство внутренних дел. В нем речь шла об издании специального приложения к газете «Терджиман» под названием «Кадын (Женщина)». И это их прошение не было удовлетворено. Только в условиях Первой русской революции мечта четы просветителей была претворена в жизнь. И появился журнал «Галәме нисван (Мир женщин)». Но Зухра-ханум не дожила до этого дня, а издание возглавила дочь Гаспринских Шафика.

    Конечно, еще долгое время газета была “инородным телом”, “диковиной” в мусульманском обществе России. Многие годы она была убыточным предприятием, и только в начале ХХ века начала себя окупать. Хотя и тогда она денежного дохода не приносила, факт окупаемости газеты говорит о том, что примерно за двадцать лет Гаспринские воспитали своего постоянного читателя. Без сомнения, в этом была заслуга не только Исмаил-бека, но и Зухры-ханум. Они вместе, рука об руку, неустанно и самоотверженно трудились для того, чтобы распространение просвещения стало процессом  необратимым.

    Зухра-ханум не была бы собой, если бы успокоилась на достигнутом. Как только газета встала на ноги, появились сотрудники, могущие заменить ее (в частности, в газете работали и ее родные братья), она, передав помощникам часть обязанностей по газете, занялась новым для нее делом – созданием образцовой школы для девочек. В 1893 году она создала на свои средства первую джадидскую начальную женскую школу для девочек в Бахчисарае, взяв за образец образцовую начальную школу для мальчиков, действовавшую при медресе Зинджирли в Бахчисарае с 1883 года, и руководила ею в течение десяти лет, до самой своей кончины.

    И Риза Фахретдинов, и Гаяз Исхаки очень высоко оценивали роль Зухры-ханум в становлении И.Гаспринского как просветителя. “Зухра-ханум в ту пору была самой большой опорой Исмагил-бека, - подчеркивал Гаяз Исхаки. - Для него, ринувшегося на общественную арену с возгласом: “Моя нация!” в то время, когда весь тюрко-татарский мир был покрыт темным покрывалом невежества, жена была человеком, благодаря поддержке которого он не свернул с намеченного пути, остался верным своим идеалам в окружении множества врагов. Они вместе одолели и голод, и холод. Она всегда находила тепло сердца для того, чтобы согреть оледеневшую на улице душу Исмагил-бека, давала надежду и силу, когда Исмагил-бек, устав от одиночества, нужды и бедности, готов был уступить безнадежности”.

    Не нужно забывать, что при этом Зухра-ханум была любящей и заботливой женой и матерью. У Гаспринских было пятеро детей – дочери Шафика и Нигяр и сыновья Рефат, Айдар и Мансур. Это была дружная, большая семья. Двери их просторного дома, расположенного в самом центре Бахчисарая, были открыты для всех: и для родственников, и для друзей, и для единомышленников, и для зачастивших в Крым представителей разных тюркоязычных народов, которые хотели своими глазами увидеть издание газеты, будоражившей их мысль, рассеять свои сомнения, услышать от его редактора и издателя ответы на встававшие перед ними вопросы.

    Зухра-ханум умерла от тифа 13 апреля 1902 года. На имя И.Гаспринского пришло около трехсот писем и телеграмм соболезнований со всех уголков России. В некрологе, написанном другом И.Гаспринского, городским головой Мустафой Давидовичем, дается такая оценка Зухре-ханум: «Покойная была правой рукой своего мужа по издательству «Переводчик»а, особенно в первые, очень трудные годы существования этой газеты. Хорошо грамотная по-мусульмански и достаточно по-русски, покойная ханум в течение первых 5-6 лет издания вела всю конторскую и экспедиторскую часть дела... Но еще большая заслуга покойной заключается в том, что она служила великой нравственной поддержкой своего мужа-редактора. Ее упорная и глубокая преданность газетному и просветительскому делу, редкая скромность при любви к труду была для мужа ее тем, что принято называть «ангелом-хранителем»  (Терджиман — Переводчик, 1902, 15 мая).

    Так завершился жизненный путь любимой жены, друга, единомышленницы и ближайшей помощницы редактора-издателя первой тюрко-татарской газеты “Терджиман” Исмагила Гаспринского, первой журналистки среди татарок, одной из первых татарок, получивших домашнее татарско-мусульманское и русско-европейское светское образование, Зухры Асфандияровны Акчуриной-Гаспринской, женщины, которая с полным правом может быть названа предвестницей выхода татарок на общественную арену.

    Свой короткий рассказ о Зухре-ханум завершу словами хадиса, которым Риза Фахретдинов в своем очерке оценил эту незаурядную женщину: “Возьмите и прочитайте биографию любого великого человека. Всегда рядом с ним Вы увидите Женщину, готовившую дорогу к вершинам, наполнявшую его душу радостью и мужеством”. Именно такой женщиной была и Зухра-ханум.

     

    А.Х.Махмутова,

    канд.ист.наук, Казань

    знаменитости

    почетные люди









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться