• Новости

    Из истории Бизякинской школы

    Из истории Бизякинской школы

    Сто лет тому назад в наших краях только что отгремела гражданская война, когда в течение одного только года (1918-1919) власть на местах пять раз переходила из рук в руки. Победили «красные». Началось установление советской власти. На протяжении первых пяти-шести лет происходило организационное становление всех структур новой власти. Одним из важнейших его направлений было разрушение старой и создание новой системы образования. В Бизяках пропаганду Советской власти и агитацию за новую жизнь начали молодые бизякинцы Башаров Зиннур, Балтин Насырттин и Сайфуллин Махмут. Башаров Зиннур, младший продолжатель влиятельного в XIX веке, к 1917 году значительно обедневшего рода, подростком вместе с братом Шункаром Гильмибашаровым перебрался в город Ижевск. Шункар работал на Ижевском оружейом заводе, а Зиннур, окончив Ижевское начальное училище и выдержав испытания, получил свидетельство на звание учителя. Сайфуллин Махмут, внук Халим-хазрата и старший сын Фатхутдинхазрата Сайфуллиных, такое же образование получил в уездном городе Елабуге. Балтин Насырттин также рос в Бизяках, хотя приписан он был к мещанскому обществу города Елабуги. Его дед, елабужский мещанин, арендовал землю в Бизяках и держал лавку. Образование Насырттин получил также в Елабуге, имел свидетельство на звание учителя. Именно они положили начало новой советской школе в Бизяках. Так, уже в 1917/1918 учебном году в Бизяках работало три учителя. Каждый учитель вел свой класс. За основу они взяли земскую школу, существовавшую в Бизяках с 1914 года. Обучали они детей не только азам грамоты и началам арифметики, но и новой жизни, объясняя им, по мере своего понимания, будущее устройство жизни на коммунистических началах. Их деятельность, хотя и не была стабильной и прерывалась по разным причинам, прежде всего в связи с событиями гражданской войны, с переводом некоторых из учителей на работу в уезд и губернию и т.д., отражала желание молодых образованных бизякинцев изменить старый мир, а для этого, прежде всего, заняться просвещением молодежи. Молодые учителя создавали просветительские кружки молодежи, пытались организовать ясли-сады для самых маленьких, избы-читальни и т.д. В протоколах заседаний коллегии уездного отдела народного образования не раз упоминается Бизякинское начальное училище. Например, в октябре 1919 года говорится о необходимости пяти десятилинейных ламп для Бизякинской школы (размер помещения 45х40х5); для культурнопросветительского кружка в Бизяках нужна 1 лампа (сила лампы – 20* для одного помещения); 2 декабря 1919 года речь идет о снабжении двух его печей и т.д. [НА РТ, ф. Р-164, оп. 1, д. 331, лл.7, 55, 62]. Сохранились и статистические данные. В 1918-1919 учебном году в Бизякинской школе указано 92 мальчика и 80 девочек; в 1919-1920 учебном году было трое учащих, 135 мальчиков и 75 девочек. В списке школ 1- ступени и учащих в них за 1918-1919 учебный год перечислены и имена учителей трех комплектов Бизякинской школы: Шункаров Зиннур (его имя зачеркнуто, так как он с 5 декабря был переведен в уездный город, где был назначен заведующим подотделом пропаганды и агитации в Елабужском уездном отделе по делам мусульман; вместо него записан Халитов Сибгатулла – А.М.); названы также Сайфуллин Махмут и Балтин Насырттин, имеющие звание учителя, и Сайфуллина Зулейха, окончившая двухклассную русско-татарскую земскую школу [НА РТ, ф. Р-164, оп. 1, д. 362, лл. 12, 36, 46, 74]. У нас есть возможность посмотреть, что представляла собой бизякинская школа к началу 1921 года, так как сохранились анкеты школ по волостям Елабужского кантона к 1 января 1921 года. Указано, что в Бизяках существует мусульманская школа первой ступени, основанная в 1914 году как земская смешанная, где мальчики и девочки обучались вместе. Помещалась она в наемном деревянном помещении из четырех комнат (две комнаты по 56 кв.аршин или 168 куб.аршин, две комнаты по 42 кв.аршин или 126 куб.аршин). Освещение керосиновое, отопление печное (всего 4 печи). Котлов для кипятка нет. Наиболее нуждающимся учащимся и детям красноармейцев выдавалась одежда, обувь, белье. По болезни учащиеся пропустили 10 уроков, из-за неимения обуви и одежды и по другим причинам – 180 уроков.

    Занятия в школе начались 11 октября, продолжительность учебного дня – 5 часов. Всего в школе в этом учебном году было 5 учителей: 1. Плеханова Александра Семеновна, 20 лет, русская, окончила 6 классов Елабужской женской гимназии, начала работать в 1919 году, в Бизякинской школе – с 1920 года, преподаватель русского языка, беспартийная, из земледельцев; 2. Юзикеева Разия, 18 лет, имеет начальное образование, начала работать в 1918 году, в Бизякинской школе – с 1919 года, ведет одну группу; 3. Сайфуллина Зюлейха, 22 лет, окончила двухклассное начальное училище (оно давало право на преподавание – А.М.), начала работать в 1919 году, в Бизякинской школе – с 1920 года; 4. Калимуллин Сагдей, 30 лет, начал работать в Бизякинской школе с 1920 года, беспартийный, ведет одну парную группу; 5. Мазитов Нуриахмет, 20 лет, начал работать в 1918 году, в Бизякинской школе – с 1920 года, партийный, ведет 4 группы. 2 учителя имели нагрузку по 20 часов в неделю, трое – по 24 часа. В школьный совет входили 2 учителя, 2 ученика и 1 представитель от населения. Отмечено, что обязательное обучение не осуществляется из-за недостатка помещения, учителей, учебников, письменных принадлежностей, одежды, обуви. Есть сведения и о хозяйственных работниках (сторожах). Это Абзалетдин Хусаинов, Ахматзакир Сиракаев, Усман Шайхетдинов, Биктимер Садыков. Анкету составила Плеханова А.С. [НА РТ, ф. 3682, оп. 3л, д. 453, л. 26-27). Становление советской школьной системы происходило в трудных условиях. Старое разрушалось, а новое с утвержденными учебными планами и программами, также как и новые учебники, еще нужно было создать. Для этого нужны были не просто образованные кадры, а люди, как тогда говорили, «политически грамотные». Нужно было вводить обязательное начальное обучение, что также невозможно было осуществить без новых кадров. Выборочная школьная перепись, намеченная в республике в связи с подготовкой ко введению обязательного начального обучения на 15 декабря 1927 года, выявила много недостатков в школьном деле. Елабужский Кантонный отдел народного образования создал предварительный список школьных учреждений, подлежащих переписи. По Камаевской волости в него попала и Бизякинская школа. Обследование ее выяснило, что к этому времени в Бизяках существовала школа I ступени, в которой три школьных работника (так тогда стали называть учителей, сокращенно – шкрабы – А.М.) обучали 124 ученика. У школы не было единого здания, каждый комплект (так называлась группа учащихся, обучающаяся у одного учителя) располагался в отдельном помещении, подысканном сельсоветом у сельских жителей, т.е. в обычных избах [НА РТ, ф. 1296, оп. 12, д. 487, л. 70]. Итак, выявилась еще одна проблема – отсутствие школьных помещений. Занятия с детьми в Бизяках, как до революции, так и в первое десятилетие Советской власти, проходили в неприспособленных для обучения и воспитания детей обычных деревенских домах, без необходимого для любой школы инвентаря и оборудования. Поэтому вопрос о строительстве школ был поставлен уже в Положении о единой трудовой школе РСФСР, принятом в 1918 году. Однако гражданская война, голод, разруха отодвинули вопросы строительства. В 1926-1927 учебном году Камаевской волости Елабужского кантона на строительство новых школ в деревнях Бизяки, Камаево, Тойма было выделено 6600 рублей [НА РТ, ф. 1296, оп. 12, д. 493, л. 6 об.]. Перед бизякинцами встал вопрос о месте для строительства школы. Внутри деревни не было свободной территории, где могла бы разместиться новая школа со всеми необходимыми постройками, спортивной площадкой, большим садом. К тому же на сельских сходах против размещения «безбожной» школы на территории деревни очень активно выступило старшее поколение бизякинцев и женщины, все еще надеявшиеся на изменение отношения властей к религиозным учреждениям и религиозному воспитанию. Молодое руководство и активисты деревни, на которых большое влияние имели учителя, решили построить школу в отдалении от деревни, на горе, находящейся на левом берегу речки Безякинка. Это, конечно, кажется несколько странным – располагать школу так далеко от домов, да еще, к тому же, дорогу в школу преграждала речка. Зная ту эпоху, можно предположить, что горевшая мыслью о близкой победе мировой революции и строительстве социализма молодежь имела далеко идущие планы. В мыслях о светлом будущем они видели на этой горе центр знаний и просвещения - целый комплекс школьных зданий с просторными кабинетами, оборудованными всем необходимым для трудового воспитания детей мастерскими, спортивными залами, интернатом для учащихся, столовой и т.д. Поэтому их не пугала ни отдаленность школы от села, ни отделенность ее от деревни речкой, весной становящейся непроходимой, ни насмешки недоброжелателей. Строительство школы возглавили заведующий школой Аглямов Султан и председатель сельсовета Башаров Гусман. Для заготовки строительного материала для школы была выделена делянка в лесу на противоположном левом берегу реки Кама. Заготовкой бревен по разнарядке сельсовета сельчане занимались зимой 1926-1927 года. Весной 1927 года во время половодья к Бизякам были доставлены бревна сплавом (тогда Кама отстояла от деревни на 5-7 км). Летом-осенью 1927 года развернулось строительство. Торжественное открытие школы было приурочено к празднованию десятой годовщины Октябрьской революции. В школе устроили большое собрание, на нем присутствовали представители волостной и кантонной властей. Школа получила имя «Девятилетия Октября». Силами молодежи и учителей был устроен большой праздничный концерт. В новой школе заработали все три комплекта начальной школы. Однако с наступлением холодов стали проявляться огрехи, допущенные при строительстве школы. Требовался серьезный ремонт только что построенного здания. В результате 1927/28 учебный год новое здание не эксплутировалось. Сохранились очень интересные документы, описывающие все недостатки строительства, выявленные в первый год существования здания. Это докладная записка заведующего школой Аглямова Султана и смета на ремонт, направленные им в Елабужский кантонный отдел народного образования 6 марта 1928 года. Приведу здесь эти документы полностью, без исправлений, чтобы современный читатель мог ощутить дух времени. «Так как постройка школы закончилась поздно осенью и полы были сырые, постольку в настоящее время они все рассохлись, так что полы во время ходьбы прыгают как клавиши, и из подполья дует, а с потолка сыплется земля. Поэтому ныне летом их нужно сколотить, в противном случае зимой все тепло будет уходить через потолок. Тем более Кантонный отдел народного образования (КОНО) отпускает денег на окраску полов и окон и дверей, поэтому важно до окраски указанные пыльные работы закончить. Печи также сложены были в холодное время, так что каждый положенный кирпич замерзал тут же. Ввиду того теперь все печи и дымовые трубы на крыше и на чердаке истрескались и получалось повреждение в оборотах. Поэтому во всех голландских печах нет тяги, весь дым идет в комнату, что с одной стороны опасно в пожарном отношении, а с другой – портится помещение и весь день пахнет угаром и дымом как в сушилке. Затем в КОНО мною поданы смета и объяснительная записка на переустройство уборной комнаты под классную комнату, на что со стороны заведующего КОНО было дано предварительное согласие. Следовательно, по окончании учебного сезона я получу официальное разрешение и деньги и приступлю к переустройству таковой. Следовательно, как для учащихся, так и для учителей уборную придется устроить на воле, на что потребуется небольшая сумма. Сумма, отпускаемая КОНО, все расходы не покрывает. Поэтому они как ремонт входят в волбюджет школы (хозработы). Так как в бюджете (хозрасход) Бизякинской школы имеется порядочный остаток, и плюс к тому экономия от уплаты уборщику (на лето предполагается обходиться без сторожа для экономии), школа думает провести все указанные в смете работы. Поэтому школа просит обратить на это серьезное внимание. Директор школы С. Аглямов» [НА РТ, ф. 4535, оп .1 д. 77, л. 59]. А вот и смета Бизякинской школы I ступени имени «Девятилетия Октября» от 6 марта 1928 года. «Смета на ремонт печей, сколачивание потолков и полов в 1928 г. - Ремонт 4 печей – на 37 руб. - Сколачивание потолков – 65,7 кв.м. – на 72,47 руб. - Сколачивание полов – на 71,33 руб. - На устройство передвижного ватер-клозета с покрытием верха, устройством стульчаков и обшивкою стен – 27, 88 руб. Всего 208,68 руб. Заведующий школой Султан Аглямов» [НА РТ, ф. 4535, оп .1 д. 77, л. 57-58]. Оснащение школы продолжалось и в дальнейшем. В 1928 году Елабужский кантонный отдел народного образования выделил новой Бизякинской школе «парт двухместных – 20 новые; трехместных – 20 новые; шкаф 1 - плохой; стол – 1 новый; стулья – 3 новые; доска стоячая – 2 новые; часы – 1 новые; счеты – 1 новые; посуда для воды 1 новая [Там же, л.119]. Итак, с 1927/28 учебного года, точнее, после устранения недостатков строительства весной-летом 1928 года, в Бизяках появилось школьное здание, отвечающее тогдашним потребностям бизякинцев. Следующий этап – создание работоспособного коллектива учителей и учащихся, что было трудной задачей. В это время в Бизяках учительствовали лишь приезжие преподаватели, причем коллектив учителей постоянно менялся: районное руководство предпочитало ежегодно «перекидывать» учителей из одной школы в другую. Фактически это было выражением недоверия учителям, боязнь их закрепления в деревне. Работу школы «лихорадило» не только из-за частой смены руководства школы и учителей, но и из-за отрицательного отношения родителей учеников к «безбожной» школе. В 1931-1932 учебном году должно было открыться три первых класса. По воспоминаниям моей мамы, Валиахметовой Ркии Ахметовны (1912-1982), приехавшей в Бизяки учительствовать в августе 1931 года, учителя ходили по домам и сами набирали учеников в свои классы: «В 1931 году после окончания годичных учительских курсов при Елабужском педучилище я была направлена учителем в Бизякинскую школу. Добралась до Бизяков 15 августа в три часа пополудни. Нашла школу и, узнав, что мне дают первый класс, в тот же день начала работу. Хотя была только середина августа, школа уже работала. Начала знакомиться с детьми и их родителями. Есть достаточно развитые дети». Далее мама писала: «Хотя считалось, что в деревне еще зимой был организован колхоз, фактически он существовал лишь на бумаге. Нам, только что прибывшим в Бизяки молодым учителям, сразу же поручили работу и по вовлечению в колхоз бизякинцев. Где там! Бизяки очень отсталая деревня, жители сильно противятся созданию колхоза. На собрания не приходят, к нам относятся как к чужакам, актива почти нет. В школе нет ни бумаги, ни чернил, ни книг. А ученики все прибывают. Всего в моем классе будет 47 учеников. Работать очень тяжело, порядка нет. Конечно, район помогает». Напомню, что все учителя были очень молодые и почти не имели опыта работы (например, маме было 19 лет и она только начинала свою трудовую деятельность). Молодые учителя были чужими для бизякинцев и потому, что они приносили с собой в Бизяки чуждый для сельчан мир, иную культуру: они отличались от сельчан городской одеждой и обувью, у девушек, как правило, были не косы, а модная стрижка, ходили они без платков, или на их головах были кокетливые шляпы и шапочки; их речь также была иной, значительно отличавшейся от говора бизякинцев. Все это настраивало сельчан, переживавших период разрушения привычного им мира, против чужаков, принесших новые порядки в деревню; на их взгляд, именно эти учителя и были виновны во всех их напастях. Требовалась большая работа по разъяснению и старшим, и малым необходимости распространения новых порядков, установившихся после революции в стране, и на Бизяки: нужно отдавать детей в новые школы, где не учат религии, но учат грамоте и труду, а также воспитывают в них бережное отношение к вековым обычаям и традициям; нужно вступать в колхоз, так как только с помощью государства можно преодолеть неурожаи и голод, являющиеся бичом деревни и т.д. Мама вспоминала, что такие разъяснения учителя вели постоянно: и в домах сельчан (они не приходят на собрания – значит, учителя идут по домам), и на уроках в школе, и на занятиях по ликвидации безграмотности со взрослым населением. В 1935-1936 учебном году в Бизяках открылся пятый класс, где учителя должны были вести занятия по отдельным предметам. Так в Бизяках было положено начало всеобщему семилетнему обучению. К этому времени в Бизякинской школе работало уже около десяти учителей. В 1937/38 учебном году школа была преобразована в десятилетку, первый выпуск которой состоялся летом 1940 года.

    Махмутова А.Х. (из архива) 









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться