• История

         
    Уважаемые земляки, посетители сайта! Возможно у Вас есть дополнительные данные о Ваших предках, родственниках, выходцах села Бизяки. Просим для дополнения информации, направить администратору rhkalimullin@mail.ru письмо с информацией о них, их фото с указанием кто изображен, где и когда снято. Или обращаться Фание Башаровой в библиотеку села Бизяки. Заранее Вам благодарны за неравнодушие к истории нашего села и память о наших земляках.
     
        Личности  
       Герб села Бизяки   
       Бәзәкә гербы  
       Метрические книги  
       О людях  
       Наши соседи  
       Клуб  
       Мәктәп еллары  
       Библиотека  
       Балалар бакчасы  
       Үткәннәр кайавазы  

    Бизяки.рф: сохранить историю через современность

    Перепись населения 1897 года

    Бәзәкә муллалары

    Тяжба о вотчинных землях деревни Бизяки 

    Сәлахетдин Таҗиев "Туган авылыбыз Бәзәкә кайда да безнең йөрәктә", 2000 ел

    Краткая история села Бизяки

    История Бизякинского детского сада

    Происхождение деревни и его история

    История сельсовета

    Карта села Бизяки

    Украницы в Бизяках

    Доклад Габдулхак абый Хуснутдинова к 60-летию колхоза в Бизяках

    Исторический рассказ о годах моего детства  (Гузель Габдуллина)

    Рукопись неизвестного среди бумаг Хуснутдинова Габдулхака

    Борыңгы ташлар ни сөйли?

    Генеология и архивы

    Пресса о Бизяках и районе

    Тойгузино

    Список населенных пунктов Елабужского уезда

    Арсланов Л.Ш. Топонимия удмуртского происхождения
    в Елабужском и Менделеевском районах Татарской АССР

    Археологические памятники Менделеевского района

    Вековой дуб (рассказ Гузель Габдуллиной)

    Бәзәкә зираты ташлары

    Исторические справки

    Без тарихта эзлебез

    История дома культуры

    Кайбер уйланулар

    Юбилей школы

    Хезмәт юлымның башы (Ә. Мәхмүтова)

    Бизяки хозяйства

    100 лет РКК

    Азин Владимир Мартинович

    Чуйков Василий Иванович

    История Менделеевска

    Чал тарихлы кала "Менделеевск" часть 1

    Чал тарихлы кала "Менделеевск" часть 2

    Чал тарихлы кала "Менделеевск" часть 3

    Чал тарихлы кала "Менделеевск" часть 4

    Илһам Шакиров Бәзәкәдә

    Письмо издалека

    Памяти Зиряк Махмутовны Сайфуллиной

    Наши лауреаты

    Открытие здания Исполнительного комитета

    О нашем крае геология, гидрология и прочее

    Бизякинское селище

    Мәйдан журналы: "Бәзәкә рухы"

    Мөхлисә Бубыйга багышланган конференция

    Будущий Маршал Мерецков Кирилл Афанасьевич в Бондюге

    НАДЕЖДА КРУПСКАЯ И ВЯЧЕСЛАВ МОЛОТОВ НА БОНДЮЖСКОЙ ЗЕМЛЕ

    Работа фотографа Камского детского медицинского центра г.Набережные Челны Диляры Эстриной признана лучшей в номинации «Прямой взгляд» национального проекта «Здравоохранение»

    Карга боткасы 

    Исполнительный комитет Бизякинского сельского поселения стал победителем в конкурсе государственного комитета РТ

     

    Награжденные Благодарственным письмом

    В нашем полку прибыло!

    Гимадиев Гильфан

     Рауфа Уразманова. Җыен 

    Ваза от Исрафил бая

    20-нче гасырдан хат

    В селе Бизяки зажгли Вечный огонь

    Ветерана ВОВ Аглиева З.А. поздравляют с праздником
    депутат Госдумы РФ А.Г.Когогина и
    глава администрации Менделеевского района Р.И.Беляев

    “Рифкат чишмәсен” төзекләндерү

    Украинцы в Бизяках

         Летом 1941 года Татарстан принял сотни тысяч эвакуированных с Украины. В наше село Бизяки прибыли эвакуированные жители с Житомирской области. Их расселили по домам жителей села, где мужья и сыновья ушли на фронт. Среди них была и еврейская семья: мама и трое малышей. Мама наравне с колхозниками работала на полях, заменяя ушедших  на войну, дети собирали со сверстниками колосья на полях, дикий лук, лебеду, чтобы вечером было что поставить на стол. Жили дружно, помогали друг другу, вместе играли на пыльных улицах. Сельчане особенно жалели маленьких, смуглых, кучерявых детей- их угощали наравне со своими детьми из скудного крестьянского стола военной поры. Так жили 3 долгих полуголодных военных года…

         Летом 1944 года после освобождения Украины от фашистов эвакуированные поспешили к своим родным местам. Уехала и еврейская семья, в полном составе с тремя подросшими детьми. Их мама оставила хозяйке дома, где жила, в подарок швейную машинку «Зингер»- это целое состояние по тем временам. Сказала: «Я видела- голодали и умирали от голода ваши собственные дети, но вы всегда делились куском хлеба с моими детьми. И вот я уезжаю домой с живыми и здоровыми тремя детьми, как и приехала. Я вашу доброту никогда не забуду! Спасибо вам!».


     

    С тех пор прошло ровно 70 лет. Услышав эту историю уроженец Житомирской области Украины, чьих земляков в годы войны приютило наше село, человек-легенда Набережных Челнов, Почетный гражданин и Президент еврейской общины города Набережные Челны, Почетный транспортник Российской Федерации, член Правления международных автоперевозчиков России, Президент Логистической ассоциации Татарстана Леонид Данилович Штейнберг приехал на «Сабантуй-2014» в с.Бизяки вместе со своими друзьями и подарками для батыра сабантуя. На следующий сабантуй в 2015 году он же в подарок бизякинцам прислал «Шатер дружбы Житомир- Бизяки», музыкальный центр для дома культуры и подарки юным батырам. Когда его благодарили за такие щедрые подарки, Леонид Данилович сказал: «Не стоит благодарить. Тот кусок хлеба в военные годы, спасший жизни моим землякам, стоит дороже всего на свете и никакие подарки не смогут затмить щедрость и благородство бизякинцев»
                  

      Начальник штаба БКД 70-х годов.
      Лучшей Боевой Комсомольской Дружины СССР
      среди рабочей молодежи! Командир- Леонид Штейнберг                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

    Почетные гости сабантуя: Бача Бачанов- гендиректор компании "Арена-Спорт"(Турция), президент логистической ассоциации Татарстана, почетный транспортник РФ Леонид Данилович Штейнберг (уроженец г.Житомира, откуда в 1941-44 годах в с.Бизяки жили эвакуированные), заслуженный тренер России, бывший тренер ФК "КАМАЗ" Юрий Фарзунович Газзаев, представитель главы администрации Менделеевского района , руководитель фонда ТПП РФ,трехкратный чемпион мира по фехтованию Леонид Михайлович Романов, ветеран ВОВ, учитель БСШ Зайнак абый Аглиев и т.д

      Хуснутдинов Габделхак абыйның колхозга 60 ел уңаеннан ясалган доклады                           

                                                                                     Иптәшләр!

    Совет дәүләтенең 1924-25 елдан башлап  авыл хуҗалыгын үзгәртеп кору турында бер-бер артлы төрле карарлары чыкты, крестьян комитетлары төзелде, крестьяннарны берләштереп эшләтү өчен колхозлар-совхозлар төзү турында сүзләр алып бара башланды. Ул гомер-гомер буена бер формада яшәп килгән крестьяннарның тормышын һәм культурасын җимерде, дини бәйрәмнәрен генә түгел, милли бәйрәмнәреннән дә мәхрум итте. Мәсәлән: 1. Икскида боз китүне озату. 2.Мортай. 3. Сабан туе. 4.Чөмән буе. 5. Җуа җомгасы. 6.Түбәрәк тал. 7.... 8. Корбан сую.  Көзен каз өмәләре, бер-берсен кунакка чакыру. Гомумән, авыл халкының тормышын һәм культурасын җимерде. Аларны кайгы-хәсрәткә салды; алар арасындагы аңлы һәм алдынгыракларын илтеп таш капчыкка салды.  Бу үзгәртеп кору (коллективлаштыру) бик зур борылыш булды. Крестьянның  җирен-суын, атын-абруен-симәнәсен, эш коралларын һәм барлык ашлыгын тартып алу, өстәмәсенә гомумиләшкән малларга фермалар җиткерү өчен сарайларын сүтеп алу крестьяннарга кайгы-хәсрәт һәм зур ачу тудырды, моның белән кешеләрнең сүтелгән урыннары ачык калып  урамнарның яме бетте, авылның матурлыгын җимерде. Бөтен маллары, тавыгына тикле учетка алынды. Аларга төрледән-төрле налоглар-заемнар салынды, ит-сөт-йомырка тапшыру һәм башкалар. Өстәмәсенә, мондагы ирләр бозык канлы, киләчәккә таза-чиста канлы балалар табу өчен хатыннарга чиста канлы ирләр китереләчәк дигән төрле агитациялар таралды. Болар бөтенесе крестьянны утка-суга салды һәм ачу тудырды. Гомергә бер тугандай яшәп килгән авыл халкын бер-берсенә дошманнаштырды.

    подробнее


      Бәзәкә зираты ташлары

        Известный татарский ученый-историк, имеющий своих предков из села Бизяки, Раиф Фатхелбаянович Марданов в мае месяце 2004 года провел обследование старинных надгробных памятников на кладбище с.Бизяки. Он считает, что наше кладбище имеет наибольшее количество сохранившихся старинных памятников среди сел нашего региона.

        Приводим вашему вниманию отрывок из исследований Р.Ф.Марданова.

     (Информация представлена Зиганшиным Завдатом Габдулхаковичем)

    подробнее

    «Карга боткасы»: как блины вытеснили кашу из народной памяти

    Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 42-я, «Реальное время»

    Массовый обряд встречи весны в Татарстане сегодня — Масленица. Лица, менее склонные к народным обрядам, предпочитают в этой роли 8 Марта. Но есть у татар и свой этнический праздник, которым испокон веку в деревнях отмечали окончание зимы и приход солнца. Обряд этот называется «Карга туе» или «Карга боткасы» («Грачиная свадьба» или «Грачиная каша») и происходит он из далекой глубины веков. Восемьдесят лет советской власти почти вытерли его из народной памяти, он восстанавливается только сейчас с переменным успехом. И если языческая славянская Масленица с ее румяными блинами и эффектным сжиганием чучела уже успела прочно угнездиться в народном сознании, то вот исконная родная «Грачиная каша» так и не может вернуть себе массовый характер. Так что это за обряд и что ему мешает? Попробуем разобраться.

    ПРИЧЕМ ТУТ ГРАЧИ

         «Карга боткасы» — обряд, точно пришедший из болгарской традиции, а не привнесенный кочевниками с востока. Причина тому проста: он прочнее прочного связан с земледельческим календарем, как и остальные народные обряды татарской деревни. А еще в нем фигурируют грачи — перелетные птицы, характерные для наших широт. Обряд этот посвящен грачам и проводится, когда они возвращаются с юга.

         К этому моменту снег, как правило, уже уходит, солнца становится все больше, день удлиняется, и земля уже вот-вот будет готова принять плуг. Есть мнение, что грача как мистическую птицу прочно связывали с землей по причине цвета его крыльев: грач черный, и земля из-под снега тоже показывается черная. Наши предки считали, что осенью, последним улетая в теплые края, грач уносит с собой «душу земли». Таким образом, возвращаясь весной, он приносит с собой все тридцать три удовольствия — и солнце, и тепло, и земную душу. Вернулся грач — земля проснулась, наступило весеннее обновление жизни, сейчас начнется новый годовой земледельческий цикл.

         На грачах пытались «гадать» татарские крестьяне, в поговорках заложены народные приметы: например, если грач прилетит до 1 марта — снег сойдет быстро. Или вот еще: если прилетевший грач уселся на землю (а не на крышу, например) — весна будет короткой и быстрой. Через три недели после того, как грачи угнездятся, по прикидкам татарских крестьян, можно было начинать сев. А уж если грачи прилетели тощие и неказистые — это добрая примета: значит, они намекают на хороший урожай в этом году (и тогда наконец откормятся).

    Грач — вообще птица непростая, он в языческой мифологии символизирует границу не только между зимой и весной, но и, что логично, между жизнью и смертью. А в татарском фольклоре он «отбивает» собой еще и границу между днем и ночью: есть поговорка «Карга юлга төшмәгән» («Грач еще не сел на землю»), которая означает, что день еще не наступил, на дворе пока еще ночь. Есть и зароки, заветы, связанные с этой птицей. Например, убивать грача нельзя, гнездо его разорять — нельзя тем более. Если тронешь грачиное гнездо, счастья тебе точно не видать. В общем, грач — товарищ уважаемый и наделенный серьезными полномочиями: как-никак целую весну за собой приносит! Значит, надо его уважить.

     

    «МЫ ВОЗЬМЕМ ЖЕЛЕЗНЫЕ КОЛОТУШКИ И ПОБЬЕМ ВАШУ ПОСУДУ»

         Как и большинство остальных обрядов татарской деревни, праздник, посвященный грачам, проводили вскладчину — в лучших коммунистических традициях, «от каждого по возможностям». Впрочем, так проводили и остальные праздники — в одиночку в татарской деревне никто обрядов не проводил. Это было серьезное действо, подготовку к которому начинали заранее. День определяли опытным путем: когда увидели первого грача — значит, можно и праздновать.

         С утра молодежь и подростки ходили по всей деревне, заглядывая в каждый дом: в их задачи входило собирать продукты. Все скидывались: кто крупы даст, кто масла, кто яиц (а зачем яйца — об этом чуть позже). Интересно, что в более позднее время (XX век) мешок с продуктами по дворам таскали в основном дети (лет до 15) — праздник терял сакральную значимость и смещался все больше в развлекательную сторону. Пусть детишки порадуются.

         Есть целый букет присказок и присловий, которые приговаривали сборщики продуктов для грачиной каши. Интересно, как они мотивировали хозяев: за щедрость обещали всяческие признаки благополучия, а за жадность сулили разные беды и даже напрямую угрожали. Например, вот как звучит один из таких текстов в переводе на русский язык:

    Хозяева, хозяева, дома ли вы?
    Знаете, что наступил праздник «Грачиная свадьба»?
    Яиц дадите, что ли?
    Если яиц не дадите,
    Мы возьмем железные колотушки и побьем вашу посуду.

    А если дадите яйца —
    Пусть квохчут ваши куры, кудахчут и несутся.

         Или вот еще интересная попевка, записанная этнографами, в которой сборщики популярно объясняли, что именно нужно для коллективного угощения:

    Нужно масло, нужна крупа,
    На «Грачиную свадьбу» нужно всё.
    А если есть и мука — и ее выноси,
    Мы сварим клецки.

         Обходили все дворы без исключения: в «Грачиной каше» должен был поучаствовать каждый. А самых щедрых хозяек, так уж и быть, хвалили:

    Сахар нужен, нужна соль.
    Выноси, тутай, поскорей,
    Таких хозяек, как ты, тутай,
    Редко встретишь в этом мире.

         Было весело. Дети бегали, махали крыльями, кричали «кар-кар» (имитировали грачей), молодежь пела, в хождении по дворам принимал участие и деревенский гармонист — а куда без него?

    ЕЛИ КАШУ ВСЕМ СЕЛОМ, ПТИЧЕК УГОЩАЛИ

         Но сбор продуктов только предварял основное действо. Всю собранную снедь стаскивали в назначенное место за деревней. Выбирали какую-нибудь живописную горку с красивым видом, или берег реки, или опушку леса. Лишь бы только на этом месте уже не было снега. Здесь в большом казане варили кашу на всех. Надо понимать, что все «сдавали» в общий котел разную крупу: кто-то пшено, кто-то овес, кто-то даже гречку. В результате варили своеобразную кашу «Дружба» — в казан шло абсолютно всё вместе. Руководила всем процессом пожилая женщина, своеобразный матриарх, которая передавала свое умение помощнице (второй в иерархии «кашеварительниц» была одна и та же женщина, которая впоследствии занимала место своей старшей предшественницы).

         Сварив кашу, часть ее бросали на землю, часть — в родник или в реку. Так наши далекие предки-язычники угождали духам земли и воды, просили у них покровительства и задабривали их в ожидании нового сельскохозяйственного года. Для грачей кашу раскладывали по высоким местам: на деревья, на забор, на крышу. У сибирских татар записано такое присловье: «Пусть грачу это будет пищей, а вороне — камнем». А потом ели сами. Каждый приносил с собой ложку и черпал из общего котла: приносить с собой индивидуальную тарелку было не принято. Суть мероприятия была именно в совместном поедании. Дети изображали из себя грачей: они носились с ложками, кричали «кар-кар» — в общем, веселились как могли. Кстати, есть присказка в татарском языке, которую говорят детям, которые не могут угомониться за столом и пытаются есть на бегу: «Ешь сидя, это же не грачиная каша».

    А лежачим больным или старикам, которые не могли прийти на место проведения обряда, кашу разносили прямо на дом. Считалось, что поесть грачиную кашу нужно было каждому, без исключения. Наши предки верили: кто съест хоть ложку, тот до следующего года будет как минимум жив, а как максимум — здоров.

         Была и еще одна часть в этом празднике: дети катали по земле вареные яйца. Спускали их с горок, закатывали назад, а если горок не было — просто, как шарики, гоняли по проклевывавшейся молодой травке. Этнографы усматривают в этой традиции отголоски совсем уже древней старины, когда по весне землю надо было «оплодотворить». Есть разные обряды у земледельческих народов по всему миру — видимо, яйца на оттаявшей земле тоже можно отнести к этому спектру.

    КАК МАСЛЕНИЦА ВЫТЕСНИЛА «КАРГА БОТКАСЫ»

    Много веков в татарской деревне праздновали «Карга боткасы». Обряд проводили и мусульмане, и кряшены (у них праздник был приурочен ближе к Вербному воскресенью). Праздник этот у крестьян смог пережить и исламское, и христианское влияние (ни та, ни другая конфессия особо-то не приветствовали остатки языческих обрядов, а почитание весенней птицы — что ни говори, чистое язычество как оно есть). А вот 80 лет советской власти — не пережил.

         Этнографы собирали информацию о «Карга боткасы» по крупицам в буквальном смысле слова (как по крупицам собирали, собственно, саму грачиную кашу по деревне). Одна деревня в Кукморском районе сохранила традицию почти целиком, еще несколько деревень хранили некоторые ее части, в Кировской области тоже что-то удалось записать. Вносили свою лепту и сибирские татары, которые каким-то парадоксальным образом ухитрились уберечь память об этом обряде. Но в целом татарская советская деревня, через которую сначала прокатился страшный голод, потом продразверстка, потом раскулачивание, потом трактора и война, потом — всеобщая колхозная жизнь, забыла свои праздники. За три-четыре поколения «Грачиная каша» ушла из ежегодного обихода. Как ушли и коллективное ощипывание гусей («Каз өмәсе»), и праздник ледохода, и многие другие обряды, привязанные к разным фазам хозяйствования. Время архаики ушло, ушла и обрядовость. Остался разве что Сабантуй (который при советской власти переехал с весны на лето и из праздника первой вспашки превратился в помесь спартакиады и смотра художественной самодеятельности), и считанные татарские деревни все же сохранили обычаи своих прадедов.

         Но когда кончился Советский Союз и разные народы начали вспоминать о своем прошлом, обряды снова начали входить в моду. Татарстан, надо отдать ему должное, очень постарался возродить многое из того, что почти ушло из народной памяти. Мы возвращаем в обиход элементы национального костюма. Развиваем татарский театр и литературу на родном языке. В Казани как грибы после дождя открываются рестораны татарской кухни. Пытается вернуться и «грачиная каша». Ее взяли на вооружение, например, школьные учителя — во многих школах республики «Карга боткасы» сегодня празднуется, но мы же с вами все понимаем, как неохотно дети впитывают «добровольно-принудительные» культмассовые мероприятия. Проводится праздник и в городах — например, в Челнах в этом году он пройдет в середине апреля. И, что ни говорите, а все это выглядит как сделанное по указке сверху.

    А теперь посмотрите на Масленицу. Сколько народу собирается на народные гулянья, сколько печется блинов и как задорно сжигают чучело зимы. Может быть, «Карга боткасы» недотягивает по зрелищности? Или все-таки дело в том, что этот праздник — более семейный, интимный и объединяющий членов отдельно взятой общины? Непонятно. Но обряд красивый. И так хочется, чтобы он ушел из разряда «обязаловки», спускаемой сверху муниципалитетам и школам, и вернулся уже на правах ежегодного события, радостного и действительно сплачивающего людей. Как думаете, получится? И надо ли?

    Людмила Губаева

     









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться