• Новости

    Ахмедов Ильгизар: Сабантуй в Бизяках

    Ахмедов Ильгизар: Сабантуй в Бизяках

         16 июня этого года в старом татарском ауле Бәзәкә состоялся народный праздник – Сабан-Туй. Попасть на праздник в Бизяки была моя давняя мечта.

         В прошлом году здесь отметили 500-летие этого славного аула. Событие произошло 19 августа 2017 года и было приурочено к годовщине самого старого упоминания об этом селении в древних документах. Такой документ был обнаружен историком Альтой Хазеевной Махмутовой, уроженце села Бизяки, при работе над книгой «Колыбель моя, Бизяки» посвященной истории села, вышедшей в начале 2017 года. На большой джиен, посвященный этому событию, мне тоже очень хотелось попасть, но не сложилось. А теперь я постарался сделать все, чтобы не остаться в стороне от очередного Сабантуя в Бизяках.

         Вообще-то, честно говоря, я уже бывал на таком празднике в Бизяках и было это ровно 60 лет тому назад. Тогда, 5-ти летним мальчишкой, я даже ухитрился потеряться в шумной и веселой толпе участников празднества. В моей памяти сохранились лишь обрывки воспоминаний. Сельская дорожка, сбегающая по зеленому лужку куда-то вниз. Нарядно одетые люди вокруг.  Пожалуй, с того времени прошло даже больше 60 лет, ведь иначе я запомнил бы побольше подробностей. Может мне было всего годика 2-3? Все-таки нет. Не мог я попасть в Бизяки раньше, чем поженились Наиль Гайфуллин и Рахима апа, а произошло это в 1958 году. Повода не было, чтобы попасть в эту деревню. Значит, все-таки было не меньше 5 лет.

         И вот примерно за 5 дней мне перезвонила Рахима апа и сообщила, что Сабантуй в Бизяках будет 16 июня, сразу после Ураза байрама, который пришелся на 15 июня. Из-за Уразы в этом году многие события пришлось перенести. Сельские и районные сабантуи на 16-17, городские на 23 июня. Даже наша встреча выпускников КИСИ была перенесена на 23 июня. Обычно её проводили в первых числах июня месяца.

        И вот мы с Асей поехали на Сабантуй в Бизяки. Погода с утра отличная, ясно и почти безветрено. До деревни доехали быстро, примерно за полчаса. Бизяки заполняются автомашинами, бизякинцы собираются в родное село на Сабантуй. Вереница машин сворачивает по главной улице в сторону Камы. А мы свернули налево и подъехали к дому Шаргия апа, старшей сестре Рахимы апа.

    Во дворе старший сын Шаргии, Раис с женой Гульсиной, ожидают приезда семьи своего сына. “Проходите в дом, мама ждет гостей”. Шаргия апа, несмотря на свой солидный возраст, а ей в феврале этого года исполнилось 90 лет, как и всегда активна. На сабантуй не пойду, буду дома принимать гостей. Балиш уже посажен в печь. А вы поезжайте посмотрите на людей и себя покажите. Раис покажет вам дорогу.

         Так и поехали паровозиком: Раис, мы и машина его сына. По пути нас собралась целая колонна. Проехали до конца улицы и спустились с горки налево, по мостику переехали через речушку и поднялись снова на горку в новую часть села. Эта часть пополняется новыми домами, отвоевывая территорию у прилегающего поля. Свернули снова налево в один из переулочков и выехали на край березовой посадки. Здесь все обочины проезда плотно уставлены машинами, из которых выходят нарядно одетые люди и вереницей двигаются сквозь посадку на звуки музыки и яркие цветные пятна шатров, проступающие за молодой зеленой листвой берез. И мы тоже направились туда.

         Миновали несколько рядов молодых берез и оказались перед широкой низиной, широко раскрытой на юг, в сторону солнца. С трех других сторон она была в обрамлении березовых посадок, которые прикрывали майдан от северных ветров.

         На покатых широких склонах низины удобно расположились прямо на траве небольшими семейными кружками гости сабантуя. Многие пришли с покрывалами, расстелив которые, расположились на импровизированных трибунах.

    А внизу кипело людское море. Широкий круг майдана опоясывали скамейки из досок, на северной стороне возвышалась высокая сцена, а по восточной стороне протянулся ряд шатров, оканчивающийся навесом для почетных гостей. Высокая трава внутри круга была узорно выкошена, образуя малый кружок и дорожку вдоль скамеек гостей. Дальше к югу, слева вдоль дорожки расположились торговые точки, где можно было прикупить сувениры и угощения, сизоватый дымок указывал на наличие мангалов для шашлыков. А по правую сторону, во всю ширину низины привольно расположились места для соревнований: поле для волейбола, бревно для боев мешками, турник, наклонное бревно с привязанным к его концу барашком. Второй баран, уже посолиднее, был привязан к бревну для боя мешками.

        И все это кипело, как в настоящем казане. На майдане выступал танцевальный коллектив из молодых ребят и девушек из Менделеевска, на волейбольной площадке шла своя игра. С северной стороны через посадку струилась вереница людей, означающая, что скачки уже завершились. Вскоре появились и участники скачек. Четыре красивых коня, три наездника, парни, вели своих питомцев под узды, а четвертая, девушка, так и не сошла с седла. Примерно с полчасика наездники водили своих коней кругами, чтобы дать им остыть, а потом их пригласили на майдан и чествовали победителей. Чествовали и победителей в соревновании на полях и фермах.

         На сцене сменяли друг друга танцевальные коллективы и исполнители песен, ведущий остроумными шутками взрывал аплодисментами зрителей. Состязания внутри круга началась с детских. На них сбежались множество детишек самого разного возраста, буквально от трех до 10 лет. Они азартно принимали участие в беге в мешках, несли наперегонки яйцо в деревянной ложке, проползали длинный тоннель из ткани, срезали призы с завязанными глазами. И никто из участников не оставался без приза. Каждому доставался платок или полотенце.

         Позади майдана одновременно шли состязания для старшего поколения. Вот определились победители в армреслинге, в бое на бревне, на турнике, в гиревом спорте. Вот и барашек у наклонного бревна нашел своего победителя. Каждый победитель встречался бурей аплодисментов и восторженных криков. Спортивная составляющая праздника была в разгаре.

         А была на Сабантуе ещё одна, очень важная возможность. Возможность вновь встретиться односельчанам, волею судьбы разбросанным по разным городам и селам. Здесь встречали своих друзей и глубоко пожилые, старики и старушки, и люди просто солидного возраста, и совсем молодые бизякинцы и их потомки.

         По ходу действа я всматривался в лица окружающих меня людей в поисках знакомых черт. Но тщетно, слишком мало связывает меня с этим аулом. Даже лица людей здесь несколько отличаются, их связывают какие-то общие черты. Округлый овал лица, форма носа и ещё какие-то неуловимые черты, видимо характерные для села. В городе видишь много самых разных лиц, а здесь ощущается их связанность. Такое чувство возникало у меня, к примеру, когда я попал на вокзал Челябинска. Вроде вокруг такие же люди, но что-то неуловимое присутствовало в большинстве лиц. Там это было влияние казахской крови, а здесь тоже каких-то общих предков.

         Здесь мы были ввиду семьи Раиса. Позже появился и самый младший из сыновей Шаргия апа, Рашат. Он побыл с нами недолго и снова растворился в людском море. Чуть попозже появилась и Гульшат с мужем. Она почти 40 лет проработала в прокуратуре города Набережные Челны, а сейчас на пенсии проживает в Бизяках. Построили собственный дом. Ежедневно проведывает свою маму, Шаргия апа. Здесь нам даже нет возможности спокойно поговорить, все время отвлекают знакомые, старые знакомые. Такие радостные встречи.

         Время неумолимо катиться вперед. Уже приближается в 14:00. Пора и честь знать. Мы покидаем водоворот майдана и направляемся к дому Шаргия апа. Шаргия апа уже успела накормить остальных гостей и накрыла нам стол на веранде. Здесь будет немного прохладнее. Наваристый суп лапша, балиш крепко подрумянившийся в печи, чай с пирогами – все было очень вкусно. Мы сидели за столом и не спеша разговаривали, вспоминали Фаррахи жизни, который здесь на веранде творил свои живописные полотна. И так это было хорошо, приятно, по-родному.

    Рахима апа не смогла приехать. Собиралась приехать её младшая дочь Наиля, но домашние дела не позволили это сделать. Альта апа после перелома ноги все ещё не восстановилась, тоже побоялась приехать.

         А нам пора в Челны. Нас тоже ожидает наш сад-огород. Вот и побывали на бизякинском Сабантуе. Пусть и не все мы увидели. Приличная часть мероприятий проводится на вечернем Сабантуе. Но все же я очень рад, что смог увидеть этот праздник в татарском селе, одном из немногих, сумевших сохранить масштаб этого торжества. Пожалуй, в районе это самый лучший Сабантуй.

                                Ильгизар Ахмедов. г.Набережные Челны, 20.06.2018.









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться