Мухаметзянов Гарей Закирович родился 22 октября 1914г. в деревне Бизяки Бондюжского района Татарской АССР. 28 марта 1936 года его по возрасту в первый раз призвали в РККА, где он прослужил в 423 стрелковом полку до ноября 1937 года. Демобилизовавшись он вернулся в родное село Бизяки. С 1.03 по 13.07. 1938 года по направлению Бизякинского сельсовета учился в Елабужском РКШ и получил специальность счетовода. Ездил с ревизиями в разные села по направлению Бондюжского райсовета. Когда началась финская война, в 1939 году Гарая Закировича второй раз призвали в армию (к сожалению, его солдатская книжка или военный билет в семье не сохранились и не удалось обнаружить соответствующих записей). После войны он вспоминал, как финские снайперы истребляли наших голодных, замерзающих солдат. Еще случай: 7 солдат, спасаяь от холода соорудили шалаш из еловых веток. К утру 5 солдат умерли от холода, в живых остались только Гарай абый со своим сослуживцем. Погибших товарищей накрыли ветками и ушли дальше- не было ни возможности, ни времени их хоронить.
По завершению финской войны, Гарай Закирович вернулся в Бизяки. В марте 1941 года женился на красавице Гульсум, которая приехала в Бизяки учительницей в школу (в 1941-1945 годах Гульсум Гатиатулловна работала директором Бизякинской школы).
Но их счастье длилось недолго- когда началась Великая Отечественная война, с первых дней, 25 июня 1941 года, Гарай Закирович вместе с Багдануровым Гали (он через месяц в Эстонии попал в плен и погиб в Германии в лагере Stalag ХI в г.Фаллингбостель 30 декабря 1941 года) был в третий раз призван в РККА. Видимо, они служили в одной части, но Гарай Закировичу посчастливилось выжить, он 20 июля 1941 года получил осколочное ранение левой руки, и продолжил вместе со своей частью отступление вглубь страны. С 25.06.1941г. по 05.01.1942г. воевал в качестве стрелка на Ленинградском фронте, в 80 стрелковой дивизии (второе формирование). Вот что написано о тех боях, в которых участвовала дивизия и вместе с ней Гарай Закирорвич:
«25 октября 1941 года 80 дивизия переброшена через залив баржами с Ораниенбаумского плацдарма в Ленинград, далее пешим маршем на западный берег Ладожского озера
Марш был очень тяжёлым — многие бойцы на ходу умирали от голода и истощения. Не хватало боеприпасов и фуража, да и сама дивизия была таковой только по названию — до 12 ноября в ней насчитывалось всего два стрелковых полка. За пять дней, с 19 по 24 ноября, дивизия сменила четыре района сосредоточения, люди были совершенно измотаны, а от недостатка фуража начался падёж лошадей.
Затем дивизии была поставлена задача с озера, со стороны Дороги Жизни нанести удар по немецким позициям в районе «бутылочного горла», захватить 1-й и 2-й Рабочие посёлки и двигаться дальше в направлении Синявинских высот.
Командир дивизии Фролов И. М., зная о реальной боеспособности дивизии, доложил, что «дивизия к выполнению поставленной боевой задачи не готова», был снят, осуждён и расстрелян, как и комиссар дивизии К.Д. Иванов (впоследствии в 50-х годах реабилитрованы). В ночь на 26.11.1941 приступила к выполнению задачи. Части дивизии с опозданием на пять часов вышли к берегу Ладожского озера, не ориентируясь в обстановке, не зная расположения позиций противника. По воспоминаниям воинов дивизии, они были посажены на грузовики и высажены на льду Невы, не доезжая 6-8 километров до позиций противника. Затем, они, без всякой артиллерийской поддержки, начали атаку на вражеские укрепления и в двух километрах от берега попали под прицельный огонь. На открытом пространстве озера укрыться было практически негде и дивизия понесла большие потери, в том числе, много людей утонуло из-за непрочного льда.
После этого остатки дивизии перешли до Кобоны. 03.12.1941 года, в составе ударной группы вместе с 311-й стрелковой дивизией и 6-й бригадой морской пехоты перешла в наступление из района Войбокало (Сирокаски) в южном направлении. В ходе наступления группа блокировала опорные пункты противника в Опсала, Овдокало, Тобино, Падрила и совхозе «Красный Октябрь». На 14.12.1941 года группа продолжала блокировать опорные пункты и заняла деревни Большую и Малую Влои. К 28-29.12.1941 года дивизия с боями вышла к железной дороге Кириши-Мга и перерезала её в районе станции Жарок, заняла оборону вдоль дороги. В январе 1942 года (кроме одного полка, ведущего бои в районе Киришей) снята с позиций и направлена в ближний тыл, к станции Погостье, на отдых и пополнение.
Гарай Закирович в боях за Большую Влою Мгинского района Ленинградской области 14 декабря 1941 года, видимо, остался в окружение или получил тяжелое ранение и под именем «Гари Захарович Мухамедьянов» был включен в списки безвозвратных потерь 80 дивизии с формулировкой «пропал без вести». Неизвестно, ушло ли соответствующее извещение в Бизяки его маме (именно она указана как родственник в списке потерь дивизии)? К счастью, он выжил и в этот раз и, как опытный боец, 5.01.1942 года был назначен командиром орудия 509 ИПТАП (истребительного противотанкового артиллерийского полка) РГК (Резерва Главного командования).
2 марта 1942 года Гарай Закирович был второй раз ранен в ногу. В декабре 1943 года приказом по 42 армии Г.З.Мухамедзянов был награжден медалью «За оборону Ленинграда», далее медалью «За отвагу». Бои по деблокировке Ленинграда продолжались.
«Между тем, отход немецких войск на всём фронте начался уже 19 января 1944 года. В полосе действия 42-й армии противник отступал на юг и юго-запад. До 26 января 1944 года, уже будучи в окружении, сводная группа из разрозненных немецких подразделений (остатки 170-й и 11-й пехотных дивизий, 240-го противотанкового дивизиона, армейского штурмового батальона) обороняет Красногвардейск. Но основной удар армии был направлен в сторону от Красногвардейска, на Большой Сабск. В течение 12 дней операции армия углубилась в оборону противника на 75 километров, выйдя на оперативный простор. Преследуя отступающие немецкие войска, 42-я армия к 27 января 1944 года вышла на рубеж реки Луги, где немецкое командование организовало промежуточный рубеж обороны. Красносельско-Ропшинская операция закончилась, однако соединения армии, форсировав реку, развили наступление на Гдов, который был взят войсками 108-го стрелкового корпуса при участии партизанских отрядов 4 февраля 1944 года. Таким образом, 42-я армия к середине февраля 1944 года вышла к восточному берегу Чудского озера на всём его протяжении и Стругам Красным. К концу февраля 1944 года войска армии с боями вышли с севера к внешнему обводу псковско-островского укреплённого района противника (рубеж «Пантера» в районе Ваулинских высот), где натолкнувшись на упорное сопротивление, с ходу преодолеть рубеж не смогли и 12 марта 1944 года перешли к обороне по линии на рубеже деревень Гора, Черняковицы, Бердово, Клишово, Барбаши, в 10—12 километрах от Пскова[7]
В ходе операции армия овладела Красным Селом, Красногвардейском, Пушкином, Павловском, Волосово, Гдовом, Лядами, Осьмино, Полной и более чем 1500 других населённых пунктов, отчитавшись об уничтожении 40 тысяч, взятых в плен 1215 солдат и офицеров противника, захваченной технике».
В этих боях Гарай Закирович 5 марта 1944 года получил третье тяжелейшее ранение в челюсть, чудом выжил. Был эвакуирован в эвакогоспиталь №3145 в г.Кирове, где проходил лечение по 8 августа 1944 года и оттуда был уволен в запас по ранению, получив инвалидность 2-й группы, в звании сержанта. Со слов дочери Фераи, он после госпиталя был почти слепым и поэтому его до Бизяков провожали двое санитаров госпиталя. Когда жена Гульсум апа у него спрашивала, почему не сообщил, что ты в госпитале Гарай абый ответил: «Ты бы меня бросила такого страшного». Насколько тяжелым было его ранение можно видеть на послевоенном фото1956 года- там невозможно узнать довоенного красавца Гарая!
19 января 1945 года Гарая Закировича, инвалида 2-й группы, в четвертый раз призвали в армию, теперь уже в трудовую. Его направили в Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, который был объектом оборонного значения, производившим моторное топливо для фронта. Так Гарай абый был четырежды призван в армию и дважды выжил после тяжелых ранений… И все это вынес один солдат, которого бизякинцы знали и помнят очень скромным, немногословным человеком.
Жизнь продолжалась. Постепенно вернулось и зрение. Гарай Закирович вернулся к своей мирной профессии счетовода. Вместе со своей супругой Гульсум Гатиатулловной вырастил и воспитал 6 детей: 3-х дочерей и 3-х сыновей. Но не прошли бесследно тяжелые ранения и нелегкие фронтовые будни: Мухаметзянов Гарай Закирович ушел из жизни 14 июня 1971 года всего лишь в 56 летнем возрасте…
(Со слов дочери Зиннатуллиной (Мухамедзяновой) Фераи, март 2020 года)
участники ВОВ, вернувшиеся с войны
награжденные боевыми и трудовыми наградами