• Новости

    Презентация книги А.Махмутовой в Бизяках

    Презентация книги А.Махмутовой в Бизяках.

     

    И снова меня манит постучать по клавишам моего старенького компьютера масса вновь полученных эмоций.

    Вчера получилось съездить в старинную татарскую деревню Бәзәкә или как её называют по-русски - Бизяки. 

    Деревня Бизяки близка мне ещё по детским воспоминаниям и ассоциируется с двумя факторами: лето - Сабантуй, осень – калина. В самом раннем детстве вместе с родителями мы выезжали в Бизяки на сабантуй. Мне было тогда, пожалуй, лет 5 или 6. В то время из этой татарской деревни мой дядька, Наиль Гайфуллин – младший брат моей мамы, взял себе в жены Рахиму Ибатулловну Фатхуллину. Видимо на фоне этого нового родства мои родители и были приглашены туда на праздник.

    Из того времени в памяти моей остались весьма отрывочные сведения. Помню широкий зеленый луг, по дороге к которому надо было спускаться куда-то с горы. Разукрашенные конные повозки, развевающиеся на ветру разноцветные полотенца и ленты. Большое количество незнакомых мне людей, среди которых я пытаюсь отыскать своих родителей. Слезы и лихорадочные поиски моей пропавшей сестренки Гузели. Помню большого и краснолицего дедушку, которого почему-то называли Гали бабай. Суетливое блуждание среди каких-то многочисленных строений. Высокие крылечки, которые были для меня значительным препятствием. 

    Позже, когда мы уже учились в школе, наши родители глубокой осенью, уже после хороших заморозков, выезжали с ночевкой на бизякинские луга за калиной. Нас, малышей, туда не брали. Родители уезжали вверх по Каме на вечернем речном трамвайчике, высаживались где-то на бизякинских лугах, ночевали там. Где они ночевали, этого я уже не вспомню. А ранним утром, с рассветом, часто по густому туману, собирали ягоду-калину. Их подбирал тот же трамвайчик, возвращающийся после ночевки в Дербешках. Утром, к шести, они уже были в Тарловке, мы в то время ещё спали. А наши родители уже были дома с корзинами наполненными рубиновыми кистями ягод. После этого сразу следовали знаменитые бабушкины пирожки с калиной, зернышки которых надо было жевать, что было не очень приятно. Была сладкая, бледно-розовая калиновая вода, которой мы никак не могли напиться.

    Следующие воспоминания, связанные с Бизяками, были уже из времени моей юности. Уже не помню каким образом, но я познакомился с одной миниатюрной девушкой, которая была родом из Бизяков. Звали её Фирая и работала она где-то в Нижнекамске. Пару раз мы вместе с ней бывали в Бизяках и её родители жили неподалеку от дома Шаргия апа – старшей сестры Рахима апа. Но наше знакомство постепенно сошло на нет.

    Хорошо помню свадьбу Наили Наилевны Гайфуллиной и Рустама Тазиева, которая проходила в конце 90-х годов в здании бизякинской школы. Тогда я снимал эту свадьбу на видео. 

    Более обстоятельное знакомство с деревней и её жителями начало складываться в последние годы, когда проявился мой неподдельный интерес к истории. Эти поездки были связаны с печальными событиями. В середине февраля 2012 году умер Фаррахи жизни - муж Шаргия апа. Во время той поездки она все же нашла в себе силы и наговорила мне на диктофон рассказ о своей жизни, о родителях, предках. В конце апреля того же года, по приглашению Шаргия апа, я снова попал в Бизяки. Они пригласила меня для встречи со своей родственницей Ахметшиной Хаерлебидэ, которая проживала в городе Ижевске. Хаерлебидэ приехала на похороны Галии, жены своего двоюродного брата Шайхеттина Габдуллина. В Бизяки мы приехали вместе с Рахима апа. Тогда я посмотрел на местный ритуальный обряд, который очень поразил меня своим своеобразием. А может быть мне, выросшему среди русских, просто были незнакомы наши старые татарские традиции. Однако вот такого четкого порядка на деревенском кладбище мне, точно, раньше не приходилось встречать. Хотя на кладбищах я стараюсь бывать. В начале июля того же года я снова попал в Бизяки на похороны Шайхнура Тазеева – отца Рустама Тазеева, зятя Рахима апа. Тот високосный, 2012 год, собирал свою печальную жатву.

    2015 и 2016 годы были весьма урожайными в моих исторических и генеалогических поисках. Мне удалось установить, что мои предки, по крайней мере, по линии моей бабушки Каримы, мамы моего отца Анвара, принадлежат к роду Давлетьяровых. Известному роду каринских татар. В окрестностях Бизяков немало селений населенных людьми имеющих своими предками тех же каринских татар. Это деревни Варзи, Салауш, Рысово, Исенбаево и соседние с ним селения. Рядом с Бизяками есть кряшенское село Сетяково, которое, возможно, производное от имени Сейтяк. В родословной каринских татар тоже есть такое имя. Все это только усилило мой интерес к Бизякам и его истории. Поэтому, когда в середине января, во время визита в Елабугу к Рахима апа, мне стало известно о том, что 11 февраля 2017 года в Бизяках состоится презентация книги Альты Махмутовой, одноклассницы Рахима апа, посвященная истории родной деревни, то у меня сразу возникла мысль – такую возможность упускать никак нельзя. Надо попасть в Бизяки на презентацию. Начало мероприятия было назначено на 17:00. Рахима апа попросила меня собраться пораньше, чтобы успеть до начала заглянуть к Шаргия апа. Сговорились на 14:00.  И вот 11 февраля 2017 года я отправился в путь.

    Дорога до деревни Бизяки была чистой от снега, и машин было не много, поэтому она не заняла много времени. Мы доехали всего за полчаса. А раньше, вспоминает Рахима апа, из Елабуги в каждый выходной, а это был единственный день воскресенье, добирались в родную деревню пешочком. Шагаешь и шагаешь. Так все 38 километров. И вроде ничего. Все так ходили.

    У ворот  дома Шаргия апа уже стоит машина, во дворе ещё две. Должно быть гостей полон дом. И точно. На кухне дым коромыслом. Шаргия апа с двумя сыновьями, Раисом и Рашатом, встречают нас. Жена Раиса колдует у печки. Раздевайтесь, проходите в комнату. 

    В комнате тоже немало незнакомых мне людей. Женщина одна – Альта Хазеевна Махмутова. Вот наконец-то и мне довелось увидеть её. Я много слышал про неё, многие из её книг прочитаны мной. Это книги о известных татарских женщинах конца19-го – начала 20 века, о знаменитом медресе Буби и другие. Меня тоже представили – а это тот самый Ильгизар, из Набережных Челнов. Видимо и про меня тоже говаривали Альта Хазеевне. Мне же часто рассказывала про неё Рахима апа. 

    На диване сидели ещё двое мужчин постарше, да двое молодых людей сидели возле стола. На диване было место и для меня. Я присел рядом с человеком, лицо которого мне показалось очень знакомым. Фаяз абый предположил я. Нет – я Дамир Исхаков. Вот это да! Ведь это же тот самый Дамир Исхаков, выдержки из книг которого мне так часто попадаются в интернете по исторической тематике. Беседа, которую прервало наше появление, касалась проведения вечера-презентации книги Альты Хазеевны. Молодые люди оказались операторами видеосъемки, сопровождающие Дамира эфенди. С ними Дамир абый обсуждал съемку предстоящего мероприятия.

    Сидя рядом с Дамиром эфенди, я поделился с ним сведениями из своей родословной, которую мне удалось, очень прилично, изучить в последние год-два. Упоминание о том, что это родословная Давлетьяровых его явно заинтересовало. Он попросил уточнить место, где жили мои предки. Я назвал населенные пункты: Тарловка (рядом с Набережными Челнами) – Старые Уруссу (Ютазинского района) – Норма-Кариле (в Балтасинском районе) - Карино (неподалеку от Кирова). А начинается родословная с легендарного Бачман хана, который был убит в 1237 году в местечке с названием Актюба, располагавшегося примерно на месте современного города Оренбург.

    Тарловка – такое название мне очень знакомо, прокомментировал Дамир абый. Из деревни с похожим названием родом мой отец Мавляви. Только та деревня называется Тарлау и находится в Кукморском районе неподалеку от деревни Ядыгерь.

    Я знаю про эту деревеньку, она теперь осталась совсем маленькой, а мне попадались упоминания о ней ещё в писцовых книгах по Казанскому уезду в 1615 году. Вполне может быть и такое, что выходцы из той, Кукморской деревни Тарлау, когда-то переселились под город Елабугу и образовали здесь одноименную деревню Тарлау. Позже, в годы колониальной русской, христианской экспансии татарское население этой, новой деревни Тарлау покинуло свои дома. На их месте поселились русские переселенцы – образовалась деревня Тарловка, которая с годами превратилась в Большую Тарловку. Появилась и Малая Тарловка, которая исчезла с лица земли. Она располагалась чуть повыше села Большая Качка, на границе современной Свободной Экономической Зоны – «Алабуга». Мне думается, что переселенцы именно из этой, Малой Тарловки в начале 19-го века и были первопоселенцами починка на берегу Камы, которая долгое время носила название Новой Тарловки или Черный Ключ. Той самой моей «малой Родины». Вот такая прослеживается связь этих, таких далеких друг от друга, селений Тарлау-Тарловка.

    На столе, тем временем, стали появляться тарелки с традиционным татарским аш. А за ним появился и балиш. Он явно удался. Гости с аппетитом отведали того и другого. Вкус был превосходным. Это постаралась жена Раиса, которая работает поваром в ресторане при элитной гостинице в Елабуге. Чай пили с пирогом, который приготовила Рахима апа.

    Потихонечку приближалось время начала презентации и гости потянулись в здание сельского Дома Культуры.  Мы с Рахима апа тоже направилась туда. Улица перед зданием уже была заполнена машинами. Из «Газельки» выходили молодые люди с нарядными костюмами в руках – явно это были артисты.  В фойе горел яркий свет и звучала наша татарская мелодия. Гармонисты встречали гостей национальными наигрышами, им подпевали нарядные женщины в татарских платьях с фартуками. Среди них я приметил и Рашата, сына Шаргия апа. Он тоже был участником этого действия. Приятно. Справа, на столе, были разложены книги Альты Махмутовой “Бәзәкәм, туган бишегем”. За ними выстроилась очередь, многие брали по паре книг. Я тоже постарался не упустить возможности приобрести эту книгу.

    Вместительный зал Дома Культуры был пока почти пуст, только в первых рядах находились люди. Однако люди уже начинали подходить. Сцена была ярко освещена, на заднем занавесе красовалось огромное, цветное изображение обложки книги “Бәзәкәм, туган бишегем”. А с левой стороны был подвешен электронный экран. Перед сценой на низком столике примостился молодой человек с ноутбуком, а слева ещё, за столиком побольше сидели две женщины с микрофоном и аппаратурой. Одна из них, которая была помоложе, и фигурой, и лицом очень была похожа на Альту Хазеевну.

    На первом ряду расместилась Альта Хазеевна, перед ней был установлен столик, на котором уже лежали букеты цветов. К ней подходили односельчане, душевно приветствовали, поздравляли  и просили сделать памятные записи в только что приобретенных книгах. Таким образом места рядом с Альтой Хазеевной постоянно занимали на время разные люди. 

    В первом ряду по левой стороне разместились наши историки и видеооператоры. Раис Хузиахметов тоже сидел рядом с ними и вел оживленную беседу с Дамиром Исхаковым. Несколько раз мимо нас прошла Гульшат, дочь Шаргия апа. Она была нарядно одета и очень сосредоточена. Похоже, что и она принимает активное участие в сегодняшнем мероприятии. Было приятно видеть, как односельчане подходили к Рахима апа, Шаргия апа, Альта апа – радостно приветствовали их, обменивались какими-то хорошими словами. Это были приятные для всех встречи. 

    Рахима апа подсказала мне, что за пультом с аппаратурой находилась младшая сестра Альты Хазеевны – Аниса и её дочь Светлана, которая была почти копией Альты Хазеевны, только молодая.

    Вот на сцене показались ведущие. Это были два человека, мужчина и женщина. Женщиной оказалась Гульшат Хазиахметова – дочь Шаргия апа. Вот оказывается какая роль досталась ей. Приятно. Начался рассказ о древней истории селения Бизяки.

    По преданию в давние-давние времена, вскоре после падения Великого города Булгара, в этих краях появились три переселенца из разгромленных краев. С этих легендарных людей и началась известная история Бизяков и ещё двух соседний селений.

    На сцене развернулся настоящий спектакль – ретроспектива истории селения. Вот появились три старца. Помолились и решили, что места эти вполне подходящие для жизни. Вот жители села ставят мечеть. Абыстай учит маленьких девочек. Аулак ой – закружился в веселом хороводе с песнями и танцами. Вот времена революции. Колхозы. Великая Отечественная война. Всем страницам истории нашлось место на сцене. Действие сопровождалось комментариями Анисы Хазиевны и демонстрацией слайдов и старых фотографий на электронном экране. В промежутках между различными событиями на сцене выступали самодеятельные и профессиональные артисты. Ансамбль танца из Менделеевска был на высоте. А все остальные сцены этого спектакля представляли обыкновенные жители Бизяков. Хотя обыкновенными назвать их просто не поднимается рука. Таким артистизмом, такой непосредственностью были наполнены их выступления. Настоящие таланты. И среди них я не раз видел Рашата Хазиахметова.

    Были выступления и гостей презентации. Дамир Исхаков дал высокую оценку труду Альты Хазеевны. Заместитель главы района по культуре в своем выступлении остановилась на том, сколько известных людей имеют свои корни в этой древней деревне Бизяки. И Шаргия апа тоже взяла слово. Она к томуже прочитала стихи.

    Альта Хазеевна рассказала о истории создания этой книги. Работа такая была задумана давно, но оказалось, что это очень большая работа. Она очень спешила закончить её к своему 80-ти летнему юбилею, который будет в начале лета 2017 года. А осенью этого года вполне можно будет отпраздновать 500 летие образования села. Самые древние, документально подтвержденные, сведения о деревне Бизяки относятся к 1517 году. Альта Хазеевна очень благодарна за помощь в создании книги и проведения этого вечера-презентации всем жителям села. Особенно большая поддержка была оказана сестрой Анисой, которая была автором сценария и ведущей.

    Под занавес весь зал стоя спел песню “Туган авылыбыз Бәзәкә” на слова С. Тазиева, музыка В. Ахметшина. Три часа пролетели как одно мгновение. Однако и после окончания спектакля люди не спешили расходиться. Подходили к Альте Хазеевне, говорили её теплые, душевные слова поздравлений, получали автографы в книгах. Книга “Бәзәкәм-туган бишегем” вышла на татарском языке в тираже 500 экземпляров и почти все книги были раскуплены в этот вечер односельчанами и гостями. Альта Махмутова успокоила присутствующих, что готовится выпуск на русском языке, который должен появиться летом этого года в таком же тираже.

    И вот мы с Рахима апа уже едем в сторону Елабуги. Полные впечатлений от увиденного. В моей машине, вместе со мной едет и история села Бизяки. История с которой мне ещё только предстоит познакомиться вновь. А Рахима апа везет даже две книги, для себя и своих дочерей. И для них это будет тоже большое открытие.

    Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне столько новых, приятных знакомств, столько новых впечатлений. Надеюсь, что они приведут меня к новым открытиям в моих исторических и генеалогических поисках.

     

                                                   Записал Ильгизар Ахмедов.

                                                    Город Набережные Челны

                                                                19.02.2017.

    почетные люди

    муза

     









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться