• Новости

    Волшебник и кумир детей и молодежи

    Волшебник и кумир детей и молодежи

    19 мая 2022 года исполняется 100 лет пионерии, через которую прошли наши дедушки и бабушки, родители. Сегодня предлагаем вашему вниманию рассказ о нашем земляке Тазееве Саляхутдине Фардеевиче, одном из активных организаторов пионерского движения в Татарстане.

         Волшебник и кумир мальчишек и девчонок – так называют в Прикамье Тазиева Саляхутдина Фардиевича, одного из самых авторитетных и уважаемых ученых-практиков нашей республики в области пионерского, детского и молодежного движения, организации летнего отдыха детей. Вся его научно-педагогическая и общественная деятельность тесно связана г. Елабугой и альма-матер – Елабужским государственным педагогическим институтом (ныне Елабужский институт КФУ), где он долгое время работал доцентом кафедры педагогики. В 1983 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме подготовки студентов педвуза к идеологической работе с пионерами в условиях сельской местности. В ежегодных конкурсах получал диплом «Лучший преподаватель года глазами студентов».

         Саляхутдин Фардиевич в институте ввел студентов в мир детства, пионерской работы, и многие выпускники всю жизнь работали в Домах пионеров и старшими вожатыми в школа республики. Он в ЕГПИ руководил студенческой кафедрой пионерской работы, организовал вожатский клуб по подготовке студентов к работе в пионерских лагерях, в т.ч. во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Сам каждое лето работал заместителем директора пионерских лагерей «Березка» (колхоза «Кама» Менделеевского района), «Космос», «Солнечный» г. Набережные Челны, профильного лагеря «Остров надежды».

         В лагере «Солнечный» под руководством Саляхутдина Фардиевича вожатые создали модель инновационной организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Дети чувствовали себя хозяевами лагеря, т.к. вся их жизнедеятельность была организована на основе реализации принципа детского самоуправления, инициативы и самодеятельности. Распорядок дня и план на день вожатые и дети составляли вместе, иногда дела проводились поздней ночью, например, «Лунное кафе». Популярностью пользовались деятельность «Биржи труда», которая организовывала детский труд, за который они получали деньги Солнечного городка и в конце смены покупали изделия кружков, сладости для родителей, могли дополнительно играть в компьютерные игры. На территории лагеря работы не хватало, поэтому пришлось обратиться в лесничество. Были организованы тематические смены. Например, смена народного фольклора. В лагерь приехали детские коллективы и специалисты по народным танцам и играм. Дети вместо дискотеки водили хороводы, а на дискотеке отплясывали татарские и русские танцы. В результате дети Набережных Челнов из четырех лагерей комплекса «Радуга» КамАЗа больше просились в «Солнечный».

         Саляхутдин Фардиевич был членом Республиканского совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, его пригласили в исследовательские группы по разработке Концепции развития детского движения в Республике Татарстан и профессиограммы старшего пионерского вожатого в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Он принимал участие в подготовке бюро Республиканского совета пионерской организации и Пленума ОК КПСС по теме партийного руководства комсомолом.

         Подготовил и провел республиканские научно-практические конференции по проблемам детского движения и дополнительного образования. Имеет более 150 научных и методических публикаций по вопросам образования и воспитания, в т.ч. пионерского, лагерного и детского движения. Является участником IV Всемирного Конгресса Международного содружества детских лагерей, где перед иностранными гостями изложил свое видение лагерной жизни детей, что очень понравилось работникам лагеря из Майами, куда Саляхутдин Фардиевич был приглашен на работу, но подвело незнание английского языка.

         В 1990-2000 годы руководил экспериментальным детско-подростковым объединением «СәФәр» с привлечением более 200 подростков к активной деятельности. Работа объединения была организована не в школе, а в детско-подростковом клубе. У объединения была трехкомнатная штаб-квартира, куда они каждый день приходили изучать специальности, причем самостоятельно, проводили интересные дела для малышей и взрослых, принимали участие в «трудовых десантах», а летом все вместе выезжали в лагерь. У каждой группы был свой флаг, символы, атрибуты, тайные знаки и сигналы, ритуалы. Самыми любимыми делами детей были походы в лес по выходным в любую погоду, пешком зимой и летом, и игры на местности. У ребят были друзья в Набережных Челнах – отряд «Эспада» и в Терсинской школе Агрызского района, куда ездили в гости, они приезжали к елабужанам. Программа объединения была разработана руководителем на основе изучения опыта первых пионеров СССР, скаутов мира и польских харцеров (два лета работал в пионерлагерях «Космос» и «Солнечный» с ребятами из Ломжи и Пражки). Каждый ребенок имел членский билет, книжку роста «Мой путь к Солнцу», за присвоение специальностей и участие в крупных делах каждый получал значок. Других ребят в организацию принимали сами дети. Были случаи, что не принимали, пока ребенок не исправил свои недостатки и ошибки.

         Уже повзрослевшие члены организации пишут письма, приезжают в гости к своему руководителю и благодарят за прекрасные годы, проведенные в объединении.

         Активная жизненная позиция, помощь в решении сложных вопросов воспитания и образования – это кредо Саляхутдина Фардиевича. Он проводил научно-методические семинары в образовательных учреждениях Елабуги, Менделеевска, Азнакаево, Аксубаево, Заинска, Альметьевска, Муслюмово, вел спецкурсы для учащихся гимназии №1, открытые занятия, мастер-классы, научно-методические семинары для учителей школ и молодых преподавателей института по инновационной деятельности, курсы повышения квалификации старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования. Тазиев С.Ф. - автор и режиссер-постановщик зональных и городских конкурсов учителей татарского языка и литературы, воспитателей детских садов. Он также являлся куратором института третьего возраста для пенсионеров в г. Елабуге и пользуется заслуженным авторитетом у широкого круга населения Елабужского муниципального района и республики.

         С 2012 года Саляхутдин Фардиевич руководит Республиканской школой вожатых в Елабуге. Ежегодно вместе с преподавателями ЕИ КФУ готовит 300-500 вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях. У него солидный багаж опыта работы и методических разработок, только по технологиям организации летнего отдыха пионеров и школьников выпустил 5 пособий.

         Саляхутдину Фардиевичу присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан», имеет нагрудные знаки «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Лучшему пионерскому вожатому», «За активную работу с пионерами», награжден Почетными грамотами Министерств образования РФ и РТ, Благодарственным письмом Кабинета министров Татарстана.

          По его мнению, в его становлении вожаком детей и молодежи сыграли педагоги Бизякинской средней школы и прежде всего самая лучшая старшая вожатая в стране Ибраева Адия Салимовна, а также академик, доктор педагогических наук Ягафарова Дамира Садиковна, которая зажгла вожатский огонь в сердцах многих будущих педагогов в институте.

         От имени выпускников ЕИ КФУ и коллег поздравляю дорогого Саляхутдина Фардиевича и всех ветеранов пионерского движения с праздником. Желаю крепкого здоровья, пионерского задора и оптимизма, счастья!

     

                                                           Розалия Минуллина, доцент ЕИ КФУ, 2022 год, май









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться