• Новости

    Повитуха (из архива сайта)

    Кендек эби (повитуха).

    Повитуха, повивальная бабка, приемница, пупорезка, пуповязница — женщина, принимающая роды. Одна из древнейших отраслей народной медицины, оставалась чрезвычайно распространённой до возникновения акушерства как точной науки. На всём протяжении существования человечества женщина исправно давала потомство. Зачастую рожающую женщину сопровождала повивальная бабка. Сохранилось не так много свидетельств её плодотворной деятельности. Мы, живущие на белом свете, должны благодарить Всевышнего за дарованную нам жизнь и помянуть добрым словом руки повитухи, принимавшие наших предков и обеспечившие, в конце - концов, и наш с вами приход в этот мир. Трудно доподлинно реконструировать деятельность повивальной бабки, понять какими правилами и установками в своей нелёгкой деятельности она руководствовалась в древности. Оказалось, что повивальное искусство ранимо и беззащитно.

    Давно настала пора заносить повивальную бабку в Красную книгу истории. Пора одуматься и понять, что возрождение страны начинается с естественных родов, а не со строительства домов для этих самых родов. На первых порах вся страна, как и все другие государства того времени, была аграрной страной, где большая часть населения жила и работала в сельской местности, имела свой, хоть и плохонький, но домишко, в котором практически всегда женщина и рожала. Кто в бане, кто подле очага или стола, хотя были некоторые, кто между делом ухитрялся рожать в поле. При слове «повитуха» многие сразу понимают, что это какая-то бабка, которая принимает роды в деревне. Действительно так, однако основная цель работы повитухи состояла не только в принятии родов, а и в последующем уходе за роженицей и новорожденным ребёнком. После родов повивальная бабка «правила и ладила» роженицу и новорожденного, а именно: ставила на место живот (внутренние органы брюшной полости), расправляла пуп, поправляла золотник (матку), который смещается во время родов, правила, свивала, закрывала роды.

    Повитуха – это верующий человек с высокими морально-этическими принципами жизни, это деликатный человек, которому можно доверить самое сокровенное, зная, что сохранит все семейные тайны, это человек точно и неуклонно исполняющий свои обязанности, осознающий ответственность и последствия содеянного.

    Я напишу вам об одной из таких повитух нашей деревни Бизяки - о Миниямал эби. У нас в деревне её называли «кендек эби» (пупорезка, пуповязница). До 1960 годов во всех (почти) родах она принимала непосредственное участие, то есть почти для всех нас - она наша «кендек эби». Она была очень миловидная, спокойная, доброжелательная, одним простым словом - очень хорошая бабушка. Шахабиева Миниямал Рамазан кызы 1886 года рождения, родом из деревни Калмыя Мензелинского уезда Уфимской губернии; была замужем за местным муллой; у них родились сын Гилязетдин и дочь Сабира. После смерти мужа Миниямал со своими детьми переезжает в деревню Бизяки – выходит замуж за Хикматуллу Сафиуллина.

    Несколько информаций о Хикматулле. Хикматулла Сафиуллин 1869 года рождения. Он долгое время (20 лет) служил в царской армии (денщиком у царского генерала), вернулся в деревню после службы в 1905-1906 годах; женился, жена – Камал, родились сын Мулланур (1907 г.р.) и дочь Гаффэбану.

    Жена Камал умерла. Хикматулла взял в жёны Миниямал с двумя её детьми. Вся эта семья жила в доме, на территории нынешнего медпункта села Бизяки. После женитьбы старшего сына Мулланура Хикматулла бабай вывел их жить в баню (дал отдельный «угол»); у Мулланура родились там сыновья: Габденур (1933 г.р.), Мухаматнур (1936 г.р.) и Хазинур (1939 г.р.). Хикматулла бабай был человек с юмором.

    Со службы в царской армии он пришёл с деньгами некоторой суммой и очень любил похвастаться. Вечерами мужики любили собраться у дома Хикматуллы и разговаривали; один сосед завёл разговор о том, что он задумал строительство дома.

    Тогда Хикматулла бабай сказал: «Я и шутя могу построить себе дом!». Отсюда и пошла кличка его – шутэ, и весь ихний род – шутины. Он не был богатым человеком, ну и не показывал свою бедность, всё хвастался; вышагивал по двору – хотел показать соседям, что он готовит место для фундамента своего будущего дома. Частенько он мазал свои усы жиром, и выходил на улицу к мужикам-соседям, хвастался, что жена блины спекла, и в один такой вечер выбегает внук Хазинур и при всех заявляет громко: бабай, бабай, кот погрыз твой помазок, которым ты мажешь свои усы. Естественно, все мужики посмеялись.

    Хикматулла бабай жил долго до 90-91 лет (по моим посчётам, потому что я даже его помню); помню, как он садился на корточки возле своего дома у забора и курил, бывало и принимал алкогольные напитки; в такие минуты Миниямал эби убегала из дома, потому что Шутэ бабай, говорят, домогался (это в 90 лет!).

    Помню, в этом доме у сына Миниямал эби – Гилязетдина Мингазетдинова родились дети: Ануза (1949 г.р.), Гимастин (1951-52?), Кашаф (1956-57?) и ещё 2 дочери. После 60- х годов Гилязетдин (как нефтяник-промысловик) получил жильё в Елабуге, и, семья Гилязетдина выехали из дома Хикматуллы.

    До образования в деревне фельдшерско-акушерского пункта все роды принимала Миниямал эби. А ведь тогда жителей в нашей деревне было много, а детей в семьях было по 5- 8, даже и более.

    Я помню рассказ своей матери о том, что когда она рожала меня (седьмого ребёнка), уже за порогом нашего дома стоял – ждал Шамсетдин абый - муж Нуржиан апы, потому что у неё начались схватки; я родилась 29 марта, а ихняя дочь - моя подруга Гульфания родилась 30 марта. Бывало, что Миниямал эби понимала опасность и бессильность свою при некоторых родах, сразу же велела привезти врача из Бондюги.

    Медпункт в деревне Бизяки образовался в 1941-42 годах. Фельдшером работала Нина Пупышева. 1 августа 1949 года после окончания медучилища начала свою трудовую (медицинскую) деятельность Александра Петровна Пономарёва (1928 г.р.) – для наших сельчан просто Шура апа. Роддома тогда в деревне не было.

    Когда (в 1958 году) в колхозе председателем стал Ахмеров Баян Валеевич, (секретарём парткома был Шакиров Галимзян) в деревне Бизяки открылся акушерский пункт. Шура апа рассказала, что для этого пункта ничего не было, односпальную кровать она привезла на колхозной машине из Ижёвки; первым, родившимся ребёнком в этом акушерском пункте был Хикматуллин Каусар. Шура апа вспоминает, как она растопила печь, чтобы было тепло роженице; пошёл дым от всех щелей печки, чуть не угорела, а Сабира апа - роженица лежала на кровати, ей опасности угореть было меньше.

    Соседка Насима апа притащила большой самовар. До того, как был образован этот акушерский пункт, Шура апа вместе с Миниямал эби ходили по домам, принимали роды. Когда прибегали к Шура апе сын или муж рожениц, Шура апа тут же спрашивала – а к Миниямал эби ходили, она придёт?

    Со временем в медпункте были улажены дела и устранены все недостатки и даже электричество провели, все роды проходили в нём. Руководством районной больницы был поставлен вопрос ребром – роженицы должны хотя бы одну ночь пробыть в акушерском пункте и рожать обязательно там.

    Но не всем женщинам – роженицам хотелось рожать в этом медпункте, они отказывались, поэтому роды приходилось принимать в домашних условиях, и Шура апа вместе с Миниямал эби принимали роды. Это явление не понравилось Шамсии Лутфиевой, которая в это время в медпункте считалась главной, и эта ситуация стала известна в районной больнице.

    Приехала участковый врач Доронцева, пригласили Шура апу в сельсовет. Ругали за то, что она с собой таскает Миниямал эби; Шура апа объяснила им, что Миниямал эби ей помогает при родах: подготавливает роженицу, убирает грязь, чистит. Она знала, что Миниямал эби часто вызывали в сельсовет, угрожали тюрьмой только из-за того, что она повитуха. Миниямал эби рассказывала Шура апе, плакала и говорила: ведь я у Шамсии мужа – Мулланура и у всех его братьев-сестёр принимала роды, вот что обидно!

    Миниямал эби за свои труды не брала денег (хотя тогда у людей и денег то не было), обычно люди из благодарности накормят, чаем напоят, давали ей гостинцы, продукты (сколько это возможно было), вот и всё. Да, в послевоенные годы в деревне было трудно, бедность, нищета, голод. Когда мы стали возрастать, наша мать давала нам хаер-сэдака, говорила – идите, отнесите кендек эби, поблагодарите её. В истории многих повитух описываются, что они владели своими секретами, своими чарами и была у них своя магия.

    У нашей Миниямал эби была тоже своя магия. Шура апа рассказывает, что Миниямал эби носила с собой, когда направлялась к роженице, завёрнутый в маленький платочек высушенный цветок (мәрьям ана гөле). Она использовала этот цветок, когда у неё возникали сомнения - мысли об успешности родов; она ложила этот цветок в посуду с водой и смотрела – если у цветка корни расправятся по сторонам, значит роды удачные, а если нет, она говорила о необходимости вызвать врача.

    Рождение ребёнка – это счастливый случай в семье. Поэтому после родов роженице приносили односельчане и члены семьи блины, разные вкусные блюда. Естественно, роженица столько не съест, делилась с работниками медпункта. Тогда Шура апа приносила эти кушанья в дом Миниямал эби, и они там втроём (и Шутэ бабай) пили чай с гостинцами (у них дом находился напротив медпункта).

    Шахабиева Миниямал Рамазан кызы умерла 25 марта 1965 года в возрасте 79 лет, похоронена на кладбище нашего села.

    Роддом (акушерский пункт) в Бизяках работал всего 10 лет, рожениц стало меньше, роддом закрылся.

     Гузель Габдуллина (Гильфанова),2017 год.

    РS. Моя прабабушка Раузателжинан рассказывала, что она когда вышла замуж (в 16 лет) и приехала жить в Бизяки, Хикматулла сын Сафиуллы бегал ещё без штанов, т.е. был маленьким.

    Это о чём говорит, если Хикматулла 1869 г.р., а когда прабабушке было 16 лет, а Хикматулла был маленьким, получается моя прабабушка вообще 1858-59 г.р.!? 









    Адрес: 423648, Республика Татарстан, Менделеевский район, с. Бизяки. Самое родное село в мире.
    Расположение села: правый берег р. Кама, до Набережных Челнов-37км, до Казани-250км, до Ижевска-160км

    Яндекс.Метрика
    Поделиться