Башаров Рашид Гусманович родился 31 июля 1931 года вторым ребенком в семье Башаровых Гусмана и Татжибы в деревне Бизяки Бондюжского района Татарской АССР. К моменту рождения сына Рашида его отец Гусман Гыйльмибашар улы, по завершению работы в составе 6-го созыва ЦИК Совета Рабочих, Крестьянских депутатов Татарской Автономной Советской Социалистической Республики был направлен на работу в качестве Председателя Камаевского волостного совета. И, возможно, первые месяцы своей жизни мой папа провел в деревне без достаточного внимания своего отца. Как об этом пишет Альта апа Махмутова, осенью 1931 года моего деда из-за угрозы его жизни, тайно вывезли из Камаево в город Ижевск. |
С 1938 по 1946 Рашид Гусманович учился Бизякинской школе, закончив 7 классов только на отличные и хорошие оценки (с двумя оценками «хорошо» по русскому языку и литературе, а также – немецкому языку). В 1946 году поступил учиться в Елабужский педагогический техникум по специальности «Учитель русского языка и литературы неполных средних школ». Техникум он закончил через 4 года с исключительно высокими оценками.
С 1951 по 1953 годы – служил в рядах Советской Армии, начав с должности рядового мотострелкового полка в только что сформированной Группе советских войск в Германии (города Шверин и Котбус). Перед окончанием службы по рекомендации командования части поступил и успешно закончил курсы подготовки младшего офицерского состава, получив по итогам звание младшего лейтенанта. После этого он был уволен в запас.
15 декабря 1953 года по возвращении в деревню был принят на работу в Бизякинскую среднюю школу с записью в трудовой книге «Учитель физвоспитания». Тем не менее, он вел и занятия по русскому языку и литературе.
Работая учителем, успешно сдав вступительные экзамены, в сентябре 1954 года поступил и в 1960 году закончил только с отличными и хорошими оценками заочное отделение филологического факультета Елабужского государственного педагогического института. Примечательно, что он во время обучения в одной группе подружился и до самой кончины поддерживал контакты с будущим организатором системы образования бурно развившихся в 70-80-е годы Набережных Челнов Хамитом Абдрахмановичем Рахматуллиным, чьи рукописные воспоминания приложены к этой справке.
В этот же период, в 1955 году, он создал семью с нашей мамой – Салиховой Ферой Хаджиевной, приехавшей по распределению в Бизякинскую среднюю школу преподавателем химии и биологии. В этой семье родились мы – трое их детей.
В трудовой книге с 1960 года только следующие записи:
- учитель русского языка и литературы;
- 14.08.1965 – заместитель директора по учебной работе БСШ;
- 1.09.1969 – переведен директором школы;
- 9.02. 1971 – исключен из штата в связи с кончиной.
Об этом периоде его работы очень подробно написано в книгах наших уважаемых земляков Рамзии апа Мухутдиновой и Альты апа Махмутовой.
В июле 1966 года Башарову Рашиду Гусмановичу за большие достижения в области образования было присвоено звание «Заслуженный учитель школы Татарской Автономной Социалистической Республики». Он в тот период стал самым молодым работником системы образования Республики, кто был удостоен столь высокого звания и вторым среди преподавателей Бизякинской средней школы (первый – Гыйльфанов Габделхай Гыйльфан улы).
Несмотря на большую загруженность в школе, Рашид Гусманович повседневно работал над совершенствованием преподнесения учебного материала детям, много учился сам, перенимая все новое у лучших из лучших по профессии. Сохранились Почетные Грамоты Бондюжских, Елабужских райкомов и Горкомов КПСС, Исполкомов районных Советов народных депутатов, ГОРОНО, РАЙОНО этих образований 1962, 1963, 1965, 1966, 1970 годов. Отец очень гордился и Почетной Грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР за блистательный доклад на Всесоюзных педагогических чтениях, посвященных 50-летию Великой Октябрьской Социалистической Революции.
Фарид Рашидович Башаров, сын
Постскриптум. Пока восстанавливал даты для составления данной справки, еще больше проникся тем, насколько важно помнить и сохранить историю своего рода. Продолжение рассказа и воспоминания детства о моих родителях последуют.
_______________________________________________________________________________________
Хөрмәтле укытучым (Марсель Гыймазетдинов истәлекләре)
Алдымда истәлекле ике фоторәсем. Икесендә дә бер үк кешеләр. Беренчесендә – моннан 13 ел элек төшерелгәнендә – нәни укучылар уртасында безнең класс җитәкчесе Рәшит абый Бәшәров. Икенчесендә – үсмер егетләр, кызлар. Алар арасында чәчләренә чал кергән шул ук Рәшит абыебыз. |
Бу фото бәлки сездә дә бардыр, Рәшит абый. Аңа карагач, сезнең уйларыгыз моннан 13 ел элек укыткан көннәрегезгә, үзегезнең яшьлек елларыгызга әйләнеп кайтыр. Укытуыгызның беренче еллары, күтәрмәле чабаталар, педучилище, Совет Армиясе сафларында хезмәт итү, кулыгызга беренче тапкыр класс журналы тотып, дистәләгән пар күзләргә карау – барсы да күз алдыгыздан үтәр. Алабуга педагогия институтын читтән торып укып тәмамлау, семьягызга килгән кайгы көннәрен кичерү, сезгә “Татарстанның атказанган укытучысы” дигән исем бирелү шатлыгы – барсы да исегезгә төшәр.
Сез егерме ел эшләвегез дәверендә укычыларыгызны дөрес исәпләргә, матур язарга, кешегә ихтирамлы һәм игътибарлы булырга өйрәттегез, аларга туган илгә карата мәхәббәт тәрбияләдегез. Сез тәрбияләгән укучылар дистәләп түгел, йөзләп исәпләнә. Алар югары һәм махсус урта уку йортларында укыйлар, кайберләре үзләре укыталар, электрчы, шофер, тракторчы, китапханәче булып эшлиләр, кырда иген игәләр, илебез өчен ашлык, ит, сөт, май җитештерәләр, нефть һәм газ чыгаралар, туган илебезнең тынычлыгын саклыйлар.
Рәсемгә яңадан күз төшерәм. Шәмсия белән Марсель – укытучы. Мансур авация институтында, Габделхәй авыл хуҗалыгы техникумында укый. Ике Мансур – Совет Армиясе сафларында. Сәетҗан – электирик, Равил, Әхмәтгәрәй, Миңнегали, Галимҗан – шоферлар. Тәзкирә –сатучы, Вафира – тукучы. Алар сезнең хезмәт җимешләре, Рәшит абый.
Укыткан һәм тәрбияләгән укучыларыгыз исеменнән сезгә зур рәхмәт, Рәшит ага.
М. Гыймазетдинов. Бәзәкә авылы. 7 октябрь 1966 ел.
_______________________________________________________________________________________
Никогда не забывал, всегда помнится первая встреча и дальнейшая дружба с одним талантливым педагогом и директором Бизякинской средней школы Бондюжского (ныне Менделеевского) района другом Рашитом Гусмановичем Башаровым.
Дело было так. После сдачи документов, приемная комиссия меня направила для устройства в частную квартиру, где проживала пожилая пара Мулланур абый и Сакина апа. Приняли весьма приветливо, поскольку я приехал сравнительно из далекой местности, лег отдохнуть. В комнате были две кровати. Через некоторое время пришел еще товарищ, вроде знаком с хозяевами. Пока друг друга не знаем, отдыхать легли на ночь. Через какое-то время мы оба начали беспокоиться, оба встали, зажгли свет. Наши постели окружены сотнями врагов человечества- клопами. Эти клопы нас и познакомили. Встряхнули постельную принадлежность, готовы были уснуть где угодно, но не здесь. Разбудили наших хозяев, попросили, где можно спать. Они предложили на сеновале коровника место, там устроились. Рашит и Хамит все лето провели время на сеновале. Оба успешно сдали вступительные экзамены. Рашит имел некоторое преимущество, он директор школы и учительствовал русский язык и литературу в старших классах. В дальнейшем мы так стали близкими друзьями, даже не верится: огромное доверие друг другу, порядочность, т.е. все лучшие человеческие качества были присуще ему. Поженились, стали продолжать дружбу семьями. Рашит и Ферая вырастили двух сыновей и одну дочь.
Меня почему-то группа избрала старостой, все студенческие вопросы приходилось решать сообща. Помнятся последние годы учебы, завершив курсы уехали по домам. Это была вторая половина 1969 г. Меня назначили директором школы, являлся секретарем парткома, буквально физически не мог подготовить к зимней сессии госэкзаменов. Рашиту сообщил, что я переношу экзамены на лето. Читателю будет не безынтересным знать поведение моего друга. Писал письмо, доказав о необходимости прибыть на сессию, затем несколько переговоров по телефону, наконец 25 декабря 1969 г. дал телеграмму с убедительной просьбой приехать к 28 декабря. Так, я без тщательной подготовки выехал на школьной лошади в сопровождении мудрого Султангарая абыя в путь. К вечеру были у Рашита. Рашит рассказывал о своих трудностях: строит дом, не хватает матицы, готовая лежит напроти в пос. Белаус. Ночью привезли матицу, Ферая возилась с малышами, к утру поехали в г.Елабугу.
Договорились, как готовиться к экзаменам, первый предмет русская литература. 10 билет(ов) готовит (он), 10-я, и рассказываем друг другу. Естественно, Рашит по знаниям превысил мои знания. Результаты- он сдал на четыре, я получил пять. Какая была досада, организовал группу на борьбу с несправедливостью. Ходили к ректору, заявляя, что Башаров знает на отлично. К этому времени его опыт работы изучали преподаватели русского языка и литературы района, республики. Он самый молодой «Заслуженный учитель школы ТАССР». Наши хождения остались безуспешными. Руководство ЕГПИ (Елабужский государственный педагогический институт) заявляло, что они могут решение экзаменационной комиссии отменить, если согласен студент на переэкзаменовку, то могут перенести на летнюю сессию. Второй предмет был по истории КПСС, вернее основы марксизма- ленинизма. Оба получили оценку отлично.
Рашит страдал язвой желудка, второй предмет сдавал в очень больном состоянии. После экзаменов он лег в больницу, летом перед экзаменом летней сессии был в санатории «Ижминводы». Летнюю сессию оба сдали на отлично. Получили диплом. Продолжали дружить уже обмениваясь опытом руководящей работы, принимая делегатов из других школ в свои школы.
Когда я стал заведующим Наб.Челнинским гороно (городской отдел народного образования) я согласовал кандидатуру Башарова Р.Г., лучшего директора татарской школы республики на перевод в татарскую школу №2 им.М.Вахитова, естественно, с решением вопроса жилья. Через неделю приезжает и извиняется, мне же совестно перед коллективом, который уважает меня и добился присвоения мне звания «Заслуженного учителя школы ТАССР». Вторая причина- мои дети маленькие. Третью причину он назвал, что он член партии, без решения партийной организации не могу выехать.
Мне было тревожно и обидно, когда он скончался в период моей командировки в Москву. Ремира Газизовна (жена) с Азатом (сын) съездили, они приняли участие на похоронах.
Ферая всех малышей подняла одна, дети выросли без отца, продолжали дело отца достойно. Старший сын Фарит являлся первым секретарем горкома ВЛКСМ (г.Набережные Челны), инженер по образованию. Второй сын Халит возглавляет энергетику в санатории «Ижминводы», дочь замужем в Нижнекамске. Все они продолжают Бизякинский род Башаровых.
Всю жизнь помню Рашита как самого преданного товарища. В жизни я много достойных людей встретил, но Рашит Башаров для меня был и остается самым верным товарищем в годы становления нас гражданами своего народа.
(из воспоминаний Хамита Абдрахмановича Рахматуллина, зав. Набережночелнинским ГорОНО в 70-80 годах прошлого века)
_______________________________________________________________________________________
Мәрхүм Бәшәров Рәшит Госман улы 1931 елның 31 июлендә Бәзәкә авылында туа.
Мәктәп елларында бөтенесен белергә омтылучы, отличнога гына укучы буларак Алабуга педагогия училищесына укырга керә. Ачлык, сугыш елларының авыр сынауларын зур кыенлыклар белән үтеп, педагогия училищесын да уңышлы тәмамлый. Үз туган авылына башлангыч класс укытучысы итеп билгеләнә.
Кызыл Армия сафларында хезмәт итеп кайткач, Бәзәкә мәктәбендә рус теле һәм әдәбиятен укытучы булып эшли башлый. Максаты: татар балаларына рус теленең фәнни нигезләрен яхшылап өйрәтү, сөйләм телен үстерү, укытуның тормышына зур йогынты ясарга тиешлеген белергә тырышу була. Моның өчен башлангыч класстан балаларда сүз запасын үстерүдә нинди алымнар кулланырга, дидактив материаллардан файдалана белергә тиешлеген һәрвакыт күрсәтеп торды.
Без, башлангыч класс укытучылары, Бәшәровның ярдәмен һәрдаем тоеп эшләдек. Ул үзе белгәнне башкаларга бирү аша укыту эшенә күп ярдәм итте.
Инде күп еллар үткән булса да, Бәшәров Рәшит Госман улының якты истәлеге безнең күңелләрдә һаман тирән ихтирам белән саклана.
(Бәзәкә урта мәтәбе укытучысы Мәхмүтова Наҗия Хаҗи кызы истәлекләре)
_______________________________________________________________________________________
Cәләхи Таҗиев истәлекләре
(05.09.2019)
Рэшит абый минем педагог булуымда зур роль уйнаган Укытучы! Олкэн сыйныфларда укыганда мина мэктэп комсомол секретаре вазифаларын башкарырга туры килде. Шэмсия апа белэн Рэшит абый минем топ ижтимагый эш алып барырга ойрэтучелэр иде. Рэшит абый узенен янына чакырып, кырына утыртып мина купме кинэшлэр бирде, анын белэн аралашканда уземнен укучы икэнемне оныта идем. Кырында яшьтэше утыра мени! Балаларга хормэте зур иде.
Ул вафат булган конне институт гомуми торагында авылдашлар булмэсенэ кергэн идем. Рэмзия Гимазетдинованын (хэзер - Мохетдинова) яшьле кузлэре белэн кочкэ-кочкэ "Рэшит абый вафат" дигэн сузлэрен ишеткэч коелып тоштем... Барыбыз да авылга кайтып киттек.. Аны озатырга ботен авыл чыкты. Кондез булса да кон карангы иде, кузлэрдэ яшь иде...
Студент чагында "Кама" колхозынын "Каенкай" пионерлагерында олкэн вожатый булып эшлэгэндэ дружинага Рэшит Башаров исемен бирдек. Балаларны анын урнэгендэ тэрбиялэугэ игътибарыбыз зур иде. Анын укытучы гына тугел, фэн белэн шогыльлэнуе, интеллигентлыгы, шул ук вакытта кешелекле, башкаларга игътибарлы, рухи бай, культуралы булуы, коллектив белэн идарэ итэ белуе мэгарифкэ бик кирэк иде тэ бит, нишлисен, эби-бабайлар эйтмешли, Яхшы кешелэр Аллаhнын узенэ кирэк шул...
_______________________________________________________________________________________