Родилась в 1919 году в деревне Бизяки Бондюжского района ТАССР.
Несмотря на то, что отец был участником Гражданской войны, семью раскулачили, пришлось покинуть родную деревню. Жили в землянках, отец с матерью работали на разгрузке плотов в Тихогорском порту, Мардитзя на костре готовила пищу. Зимой они вынуждены были скитаться по чужим людям.
– Добрый, хороший русский народ. Соседи не дали умереть, приютили и кормили, – вспоминает Мардитзя ханум.
Сначала умерла мама, отец привел мачеху, а в 1940 году умер глава семьи. Но это было далеко не последнее испытание в жизни юной Мардитзи. Впереди была война.
В 1942 году она устроилась санитаркой в Тихогорский медпункт. В Казани прошла курсы дезинфекторов и получила удостоверение с правом производить дезинфекционную работу под руководством врача.
Вопросы санитарии и гигиены в годы войны были на особом контроле.
– В районе были страшные эпидемии септической ангины, туляремии, голод, ели все, что можно, в результате чего было много отравлений со смертельным исходом, – вспоминала Мардитзя Гатаулловна.
Мардитзя ходила по району, обслуживая 46 деревень, с огромным баком для дезинфекции за спиной. Иногда выделяли лошадь, но чаще всего приходилось ходить пешком. Чего только не увидела она за эти годы – крайнюю нужду, больных, голодных детей, обессиленных матерей. И каждому она помогала не только по долгу службы, но и по зову сердца.
Дезинфицирующих средств не хватало, и ее направили в Казань.
– С 30-литровой бутылью в корзине приехала в республиканскую санэпидстанцию. Склад находился за Казанкой, и дорога шла через кладбище. Какие только молитвы знала, читала, проходя мимо. На складе получила 30 литров лизола, но этого было недостаточно, – рассказывает ветеран. – Транспорта не было, до трамвайной остановки наняла одного попутчика за три рубля. Квартировала в чулане хозяйки дома, недалеко от Кремля. Стала просить другие средства, добилась, выдали дуст, мыло К. На пароход с таким большим грузом не пропустили бы, отправили на баржу, которая ходила раз в сезон. Пришлось придумать и сказать, что это аптечный и больничный грузы.
Следующим местом ее работы стала общественная баня, в которой в годы войны был санпропускник. Работники санэпидемстанции осматривали каждого посетителя, прежде чем пустить его в общее отделение. При необходимости проводили обработку от вшей, чесотки. Работали специальные камеры, где высокой температуре подвергали одежду с целью профилактики сыпного тифа.
Всю жизнь проработала М.Тухватуллина в районной санэпидстанции,
вырастила и дала образование дочери Сание, помогала растить внучку Динару.
Мардитзя Гатаулловна прожила долгую, полную испытаний жизнь и, тем не менее, считала себя счастливым человеком, потому что дарила окружающим добро и заботу.
Менделеевский краеведческий музей